Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Разговорная речь - разновидность литературного языка, используемый в повседневном общении, в неофициальных жизненных ситуациях, отличный от книжного литературного языка. Характеризуется спонтанностью высказываний без предварительного отбора языкового материала. Форма функционирования Р.м. преимущественно устная, диалогическая. Понимание с помощью средств Р.м. облегчается использованием интонации и вспомогательных позамовних коммуникативных средств - мимики, жестов, учетом реакции собеседника. Р.м. употребляется на всех уровнях языковой системы, прибегая к разговорно-бытовой лексики и фразеологии, эмоционально-экспрессивных средств, коротких фраз, неполных и односоставных предложений, вводных слов, вставленных словосочетаний и предложений, повторов, присоединительных элементов. Р.м. своими конструкциями с ослабленными и нарушенными связями существенно отличается от литературного (фразы типа "Ручка (подай, пожалуйста), там на столе", "Книгу я рад, что купил", "Следующая остановка пединститут, сойдете" и др.), проявляя вполне нормальный процесс устного общения. Возможно употребление Р.м. и в монологічній, письменной форме (чаще всего - в личной переписке). В современном языкознании нет устоявшегося, единого понимания термина "P.M.". Его употребляют в таких значениях: 1) один из стилей литературного вещания, противопоставлен всем остальным - т.н. книжным (официально-деловом, научном, художественном, публицистическом); 2) любое высказывание в устной форме; 3) бытовое речи населения. Имитация Р.м. широко применяется в художественной литературе - в эпических и драматических произведениях. Она служит для создания образа рассказчика (произведения М. Гоголя, П. Кулиша, Марка Вовчка, В. Стефаника и др.), для колоритного изображения персонажей (в произведениях И. Нечуя-Левицкого, Остапа Вишни). Внимание к особенностям разговорной речи придает художественным произведениям жизненной достоверности.