Роман Уласа Самчука «Мария» имеет подзаголовок «Хроника одной жизни». Внимательно прочитав роман, читатель сразу понимает, что имел в виду автор, когда давал название своему произведению.
Во-первых, произведение имеет определенное сходство с так называемой агіографічною литературой, то есть с «Житиями святых». В следующих произведениях повествуется о весь жизненный путь святого, так и в романе автор изображает всю жизнь Марии, от рождения до смерти. Композиционно роман состоит из трех частей: «Книга о рождении Марии», «Книга дней Марии», «Книга о хлебе».
За смерть отца и болезнь и смерть матери Мария должна сама себя кормить уже с девятилетнего возраста. Описывая труд Марии, Улас Самчук подчеркивает, что девушка была хваткий к работе, трудолюбивая, имела уважительное отношение к земле и к людям. Мария влюбляется в Корнея, но вынуждена связать свою жизнь с Игнатом. Смерть первенца Романа и возвращение Корнея подкосили духовную мощь женщины, она бросает Гната, переезжает к Корнея, со временем их семейная жизнь складывается и у них рождается трое сыновей и девочка Надежда. Но Голодомор разрушает все...
Роман «Мария» является не просто хроникой одной жизни, он является хроникой жизни целого поколения украинцев, которым не повезло жить в сложные исторические времена. Разрушение народных основ жизни, замена народной морали классовой входят, разрушительной силой и в жизни Марии, и в жизни каждой семьи. Больно читать, как разрушаются церкви в украинских селах, как матросы позволяют себе зажечь сигарету и выругаться в Божьем храме во время службы. Такая вседозволенность для одних и запрет элементарных вещей, как-то труд на собственной земле, свободное духовное жизни для других вносит беспорядок и раскол во все, что происходит. Сыновья Марии являются определенными типами людей. Максим предает прежде всего сам себя: он отрекается от своей семьи, родителей и своих корней, становясь воплощением «идеологии» без души, без человеческого лица. Не только в публицистике, но и в романе Улас Самчук остро ставит проблему отсутствия национального самосознания, которая приводит к разрушению человека: «Лаврентий вел с Архипом упорные бои за казачество, за советскую власть. Оба одинаково верили, только в разные дела. Корней ни туда, ни сюда. У него поле, а остальное его не интересует. О нем, пусть черт приходит, чтобы власть как следует была и можно было работать. Лаврентий же добивался абсолютной самостоятельности Украины». Но во времена Голодомора даже национальное самосознание не могла помочь выжить, потому что у людей было отобрано не только духовную пищу, но и элементарную физическую пищу - хлеб. Страшная трагедия приходит в дома многих крестьян, в конце концов, Мария остается умирать сама.
Самое страшное, что к смерти Марию и миллионы украинцев приводит не какая-то болезнь, не природное бедствие, не собственные ошибки, а насильственно, искусственно созданный голод. Фактически, это можно назвать убийством....
Улас Самчук пишет, что Мария прожила на земле 26 258 дней. Откуда и зачем такая точность? Я думаю, это для того, чтобы подчеркнуть, что каждый день человеческой жизни является ценным, что Мария не теряла времени, хотя и допускала ошибки и не была безгрешной. Роман учит нас не забывать своего прошлого, чтобы не допустить тех же ошибок, ценить каждый день своей жизни, а если и ошибаться, то не со злого умысла, без желания совершить зло, а только через стремление найти истину, правильный путь, смысл человеческого бытия.