Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

БОРИС ГРИНЧЕНКО
«Отдал себя я труда без сомнения...» (жизненный и творческий путь Бориса Гринченко)

Я не скажу, чтобы умом я жил, Я не скажу, чтобы сердце у меня пришло, Но его я тяжело угнетал, Но ему так воли дал я мало. Повинность я над все почтил, Отдал себя я труда без колебания. Я шел туда, где разум посылал...
Так, подытоживая свой жизненный выбор, писал в стихотворении «Я не скажу, что умом я жил» выдающийся украинский поэт, писатель, литературный критик, языковед Борис Гринченко.
Где же искать истоки той требовательности к себе, к своей деятельности? Может, в детских годах?
Борис Гринченко родился 9 декабря 1863 года в Харьковской губернии. Детство он провел на хуторе Ольховый Овраг, в котором тогда насчитывалось 6 дворов и 12 жителей. Отец, Дмитрий Яковлевич, был отставным штабс-капитаном, мать, Поліксенія Николаевна, происходила из семьи полковника царской армии. Грінченки имели несколько десятин земли и водяная мельница, но скромные, как на помещичье звание, состояние отнюдь не мешали отставному штабс-капитану с надменностью магната вводить «барскую» жизнь в доме. И хотя ему самому приходилось рядом с батраками хлопотать по хозяйству, веять зерно на току или складывать печь, он категорически запрещал своим детям водиться с «мужвою» и говорить «мужицкой языке».
Бориса спасло то, что он научился читать с пяти лет и уже никогда не расставался с книгами, среди которых были и произведения украинских писателей. Интересно, что сам Борис очень рано начал писать. Видимо, тяга к творчеству был наследственным, ведь его родная бабушка по отцу была двоюродной сестрой Григория Квитки-Основьяненко.
С шести лет Борис докучал своими стихами, рассказами, произведениями других жанров не только родным, но и деду Андрею - старому пічникові, что жил в Грінченків со своей слепой бабушкой Галькой.
Одиннадцатилетним Гринченко отдали в Харьковскую реальную среднюю школу, которая стала единственным учебным заведением для Бориса. Но и оттуда на пятом году обучения его с большим «шумом» исключили и отправили в тюрьму за связи с кружком революционной молодежи, за чтение и распространение запрещенной литературы. В харьковской тюрьме шестнадцатилетний юноша просидел полтора месяца. Ему давали умышленно пересолену еду, и когда заключенный просил "воды, ему начальник говорил: «Получите воду только тогда, когда признаетесь». Когда холодная сырая камера, арештантська роба, эксперименты с едой не сломили молчание юноши, в тюрьму вызвали отца и поставили перед выбором: или «показать свою отцовскую власть над сыном», или - ссылка всей семьи в Сибирь.
Отец, который никогда не разделял взглядов сына, просил его признаться, и даже ударил, но так ничего и не добился от упрямого юношу.
В результате своих приключений в тюрьме Гринченко среди молодежи стал героем, а среди людей «благомыслящих» снискал себе очень дурную славу. После заключения его лишили права не только на высшее, но даже среднее образование, до конца жизни он был под надзором полиции, в конце-концов из-за стресса заболел чахоткой.
Отбыв год на порукам у отца на хуторе, Борис перешел на «свой хлеб», устроившись мелким канцеляристом в Харькове. Жить пришлось в съемной хибарке с искривленными стенами, а заработка хватало лишь на хлеб с чаем.
В это трудное время Гринченко испытывает разочарование в идеях, за которые отсидел в тюрьме. Он уже не мечтает о революционное, насильственное переустройство мира. В поисках своего пути Гринченко приходит к выводу, что преодолеть народное бедствие можно просвещением, и навсегда отказывается от идеи террора. Он искал выход и в 20 лет записал: «Мне кажется, что теперь я его нашел, он для меня замыкается в одном слове - Украина. В этом слове для меня все».
И с того времени все свои силы Гринченко посвятил одному - служению народу.
в 1881 году он сдает экстерном экзамены на звание народного учителя и едет работать учителем в деревню. Дети его любили, бежали на уроки, как на праздник, но идеи молодого учителя были не по нраву официальной власти. Гринченко часто менял место работы, и только в селе Олексивка задержался на 6 лет. Он мечтал «вырваться на свет божий» из провинциальной трясины. В конце концов в 1894 году писателю удалось получить должность в канцелярии Чернигов.
Менялась жизнь, менялись политические взгляды Бориса Гринченко, но неизменным оставался его тягу к творчеству. С юных лет он пробовал свои силы в разных жанрах. Еще в 1881 году дебютировал как поэт, но наиболее талантливо писатель заявил себя в прозе. Героями его произведений были крестьяне, интеллигенция, рабочие, шахтеры.
В середине 90-х годов Гринченко ставит перед собой задачу бороться за высокое качество и обновление репертуара украинского театра, а потому обращается к драматургии; пишет критические статьи о творчестве известных украинских и зарубежных писателей, выступает со статьями на политические темы. В творчестве он всегда проявлял такую редкую неутомимость и самоотречения, что с полным правом мог сказать:
 
Сколько пота своего я пролил,
Сколько силы я там положил!
И зря! Потому поорана нива
Нам давала богачи жатва:
Я не зря неутомимо делал...