Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Стихосложения, или Версифікація (лат. versus - стих и facio - делаю) - 1) искусство выражать свои мысли в стихотворной форме; 2) система организации поэтического вещания, в основе которой содержится закономерное повторение определенных языковых элементов, составляются на основании культурно-исторической традиции определенного национального языка. Система В. - это совокупность норм и принципов версификационной мастерства, строится на основании определенного ритмического критерия. Согласно просодических свойств языков она разграничивается на две группы - квантитативну (в российском варианте литературоведения - метрическую), что характеризуется нормативным чередованием долгих и кратких слогов, обусловленных количеством времени, необходимого для произношения состав, и приобщенных к нему больших ритмических единиц (античное стихосложение, аруз, даже народное стихосложение украинцев), и квалітативну, направленную на учет не продолжительности складов, а их акцентної выразительности, связанной с принципом наголошеності и ненаголошеності. Вторая группа, что сейчас вытеснила первую, делится на следующие версификацийни подгруппы: силабічну, где за первоначальную ритмическую единицу правит склад как таковой, присущую языкам с постоянным ударением (французский, польский и др.); тоническую, что опирается на повтор слов и словосочетаний со своим ударением как основой ритма; сил или-тоническую, основанную на чередовании ударных и безударных слогов, которая сочетает в себе силабічні и тонические тенденции. Несмотря на то в украинском стихосложении наблюдаются промежуточные версификацийни формы как в виде квантитативно-силлабического синтеза, так и в других вариантах, в частности коломийковий стих, который возникает в результате слияния силлабического и силабо-тонического стихов, или павзник и тактовый стих, в которых усматривается состав силабо-тонического и тонического стихосложения и т.п. Верлибр, который трактуется как разновидность тонического стиха, имеет произвольную организацию. В стихах прозой говорится о чередовании длинных и коротких отрезков ритмізованого текста. Система В. определяет соответствующий размер и в квантитативній, и в квалітативній группах, пользуется соответствующими знаками: - длинный состав, ∪ короткий состав, а также безударный, - отмечен состав, // цезура, V лейма. Началом украинского литературного В. следует считать конец XV в., когда Юрий Котермак напечатал латинскую стихотворный вступление к "Прогностической оценки 1483 года". От времени публикации силлабического стиха Герасима Смотрицкого в "Острожской Библии" (1581) начался период силлабической версификации. Он просуществовал почти до конца XVIII ст., постепенно вытесняемые силабо-тонікою, первые признаки которой появились В творчестве Г.сковороды, а вскоре, в XIX ст., стали господствующими в новой украинской литературе. Наиболее полно они проявились в творчестве Т.шевченко, достигли своего разнообразия в лирике и. Франко, Леси Украинки, В.самийленко и др. Версифікація XX в. в украинской поэзии развивается при наличии различных потоков - при первом посіданні силабо-тонического стиха достаточно мощными оказались тонические и помежові версификацийни струи с тяготением к поліметричності, верлибров и т.д. Несмотря на большую роль, которую выполняют в И. соответствующие системы, определенные стихотворные размеры, большое значение придается в нем другим ритмотвірним факторам, средствам структуризации (комплекс рифмы, стилистические фигуры, тропика, богатство строфічних форм и поэтических жанров и т.д.). Усвоение законов и механизмов И. способствует раскрытию таланта, при отсутствии которого оно показывает в лучшем случае лишь версифікаційну мастерство автора. В. индифферентное к такой имитации.