Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Виктор Близнец

(1933 - 1981)



ВИКТОР БЛИЗНЕЦ

Дополнительная биография

Виктор Близнец родился в селе Владимировка на Кировоградщине 10 апреля 1933 г. В 1957 p. закончил факультет журналистики Киевского университета. Публиковаться начал в 1959 p ., а первая книга рассказов «Ойойкове гнездо» вышла 1963 p. Большинство написанных книг - для детей. Перевел с древнерусского языка для юного читателя «Повесть временных лет» (1980).

В. Близнец был детским писателем по природе своего таланта: он умел рассматривать проблему «от начала», обращаться к первейшего значения слова и метафоры, открывать новое в давно знакомом. Отсюда и закономерный интерес к истории народа в таких произведениях, как «Паруса над степью» (1965), «Древляне» (1968), «Подземные баррикады» (1977), «Взрыв» (1980).

1968-й год, когда вышли в свет «Древляне», - это время перелома в сторону догматизма и стагнации во всех сферах жизни, развертывание масштабной борьбы против национальной интеллигенции, против всех проявлений национального сознания народа. Само название произведения свидетельствовала о попытке автора противостоять этой политике. Персонажи произведения, в котором немало автобиографического, - предки рассказчика, несколько поколений полищуков.

А уже следующая книга В. Близнеца - повесть «Звук паутинки» (1970) заставила критику говорить об авторе как об одном из самых ярких детских писателей Украины.

Герой повести Ленька, окружающий мир которого населенный необычными звуками, явлениями, существами: он видит серебряного человечка, который не боится Сопухи, он слышит звук паутинки, он дружит, как с живым, с собакой Рексом, что его давно убил сосед Глипа. Раскрывая языческое мировоззрение ребенка, писатель проникает в тайну мировой гармонии, в которой существует Ленька.

Не потерял детской способности видеть и понимать этот мир и Льоньчин взрослый приятель Адаменко, или Адам. Смерть Адама (его убивает лучевая болезнь) - как следствие (или наказание) за опыты и создание «атомного солнца» - для Леньки не только страшная трагедия, но и урок искупления, прозрение, самоотречения.

В написанной вскоре повести «Молчун» (1972) автор пошел совсем другим путем, хотя и в ней чувствовался полемический потенциал, мировоззренческое противостояние системе. Это произведение сугубо реалистичный. Действие происходит в годы войны. Главный герой - подросток Саша, отец на фронте, а сам он с матерью на оккупированной территории. Сашкина мать изменяет отцу с гулякой Гриней, и сын чувствует угрызения совести, нечто вроде соучастия, собственной вине.

Образом молчуна Саши В. Близнец начал в украинской литературе традицию, которая продолжилась хоть и в немногих, но чрезвычайно стоимостных произведениях, где действуют маленькие герои, которые преждевременно взрослеют через военное лихолетье. Теряя, по сути, детство, они сохраняют самую дорогую качество души - достоинство.

Писатель стремился говорить о том, что в общественном сознании теряло свои позиции. А что это был сознательный подход - свидетельствует повесть «Женя и Синько» (1974).

Обычная киевская пятиклассница Женя находит в подвале дома маленького забавного чертика Синька и забирает его, больного, домой. Дружба эта никаких преимуществ Жени не дает - Синько ничего такого сказочного не умеет, наоборот, про него самого надо заботиться. Зато девочка получает то, что не поддается никакому учету, но является, пожалуй, самым ценным: зерна народной морали и мудрости.

Оторванность читателя от земли, от етноморалі, истокам народной духовности была постоянной болью писателя. Отсюда то фантасмагорическое город, что его возводят в мечтах Женя и Синько. Основной архитектурный принцип - совмещение Киева с родным селом, откуда происходят Женині родители и где у них «за каждый дом» - родственники. Жене хочется, чтобы в городе было больше сосен, дубов и берез, чтобы вместо улиц были просеки, чтобы в школу ходить мимо ставок. Земля и народ, природа и мораль - эти категории у Близнеца всегда стоят в одном неразрывной ряда - и в «Звуковые паутинки», и в «Жене и Синькове», и особенно ярко - в сказочной повести «Земля Светлячков» (1979).

Детская литература 70-х годов развивалась под знаком неписаного правила, по которым считалось, что чтение трагических произведений вредно для детской психики. В. Близнец нарушил это правило во многих своих произведениях. Писатель настойчиво культивировал трагический конфликт в украинской литературе для детей, подчеркивая этим необходимость говорить с юным читателем о самое важное - жизнь и смерть, правду и ложь, любовь и ненависть - без приседания и без сентиментального рыдание.

В. Близнец практически не имел проблем с изданием своих произведений (насколько это было вообще возможно), хоть и должен был собственноручно калечить их, искать компромиссные варианты. Он сам не мог не видеть своего таланта, однако за такого количества изданий страдал от непризнания.

Возможно, этим объясняется его обращение к произведениям для взрослых - появление чисто соцреалізмівських повестей «Подземные баррикады» (1977), «Взрыв» (1980). А может, добросовестным выполнением социальных заказов он стремился заработать право на правду в следующей книжке для детей? А это также роз'ятрювало его чрезвычайно ранимую душу, расшатывало нервную систему. Страна все глубже вгрузала в сонную трясину. Весной 1981 г. ситуация, очевидно, показалась В. Близнецеві такой же безнадежной, как за год до того - Григору Тютюннику. И он собственноручно оборвал свою жизнь...

 

 

С. Иванюк

История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.