Иван Карпенко-Карый - выдающийся украинский драматург, который написал много известных пьес, комедий. Все знают такие комедии великого драматурга, как "Мартын Бору-ля", "Сто тысяч", "Хозяин".
Комедия "Хозяин" (1900) - вершина творчества и. Карпенко-Карого. Важные общественно-политические и моральные проблемы, которые были поставлены в комедии "Сто тысяч", нашли свое дальнейшее всестороннее освещение в новой комедии "Хозяин".
В основе пьесы положены реальные факты капиталистической действительности. Драматург показал хищническое лицо украинского капиталиста - землевладельца, как ненасытная жажда наживы превращает его в морального урода. Злая сатира на мужскую любовь к стяжания без всякой другой цели. "Стяжания для стяжания!" - так определил свой замысел сам автор.
Разоблачению этого "стяжания для стяжания" и подчинены все художественные средства комедии. Через действия персонажей, их слова, поступки, взаимоотношения раскрываются характеры героев произведения. Драматическое действие сконцентрировано на центральной фигуры комедии.
Пузырь - это крупный капиталист-землевладелец, который вырос из обычного сельского кулака до миллионера. Как же он достиг вершин экономического могущества, став обладателем необъятных земельных пространств? Сам Пузырь утверждает, что он "шел за барышами вслепую, штурмом крошил направо и налево, плевал на все и знать не хотел человеческой молвы". Жажда к обогащению побуждает его к уловок и махинаций. Владелец трех экономий и огромных отар торгуется за каждую копейку, сам бежит прогонять гусей от пшеницы, имея десятки тысяч десятин земли, засеянных хлебом, идет на авантюру - прячет на своих полях стада овец обанкротившегося помещика. Умело используя даже незначительные бытовые детали (бахвальство орденом, сцены с халатом и кожухом и т.д.), писатель мастерски разоблачает тупость и честолюбие кулака, его скупость.
Сосредоточивая основное внимание на разоблачении и осуждении "стяжания", драматург правдиво воспроизводит классовые противоречия в обществе, проявления борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Вспомним сцены, где рабочие непосредственно и не выступают, однако мы ощущаем их грозную силу. В Мануйловке вспыхивает стихийный бунт. За этими скупыми рассказами, репликами мы видим правдиво воспроизведены социальные условия, в которых рождалась на селе и грозная сила, которая станет верным союзником городского пролетариата в борьбе за социальное восстановление.
Комедия "Хозяин" наполнена отличными диалогами, которые ярко характеризуют каждый персонаж комедии, правдиво передают переживания героев, их взгляды, убеждения, по которым мы чувствуем глубокий подтекст. Например, в диалогах между Золотницьким и Пузырем, между Феногеном и Ліхтаренком вложено очень много жизненного содержания.
В своих комедиях Карпенко-Карый не только высмеивает характеры ненасытных миллионеров. Смысл в его комедиях поучительный, над которым надо задуматься и глубоко переосмыслить. Из всего мы видим, что комедия "Хозяин" справедливо считается лучшей реалистичной сатирической комедией в украинской дооктябрьской литературе.
Высоко ценил это произведение И. Франко, который видел, что Карпенко-Карый в своей комедии "Хозяин" воссоздал "грандиозную по своим замыслом и по почти безупречном возделыванию картины великого промышленника и кулака из крестьян с его могучими воздействиями и чисто крестьянской натуре. Искусная драматическая техника предоставляет той драме большую сценическую стоимость и уверяет ей долговечность на сцене".
И действительно, это произведение и поныне не потерял своего большого познавательного и воспитательного значения. Именно поэтому в репертуаре украинского театра пьеса "Хозяин" и сегодня стоит рядом с лучшими пьесами драматургов всего мира.