Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО

Утверждение общечеловеческой морали в повести Г. Цветки - Основьяненко «Сердешна Оксана»

В 1841 году в альманахе «Ласточка» увидела свет повесть Г. Цветки - Основьяненко «Сердешна Оксана».этот произведение был высоко оценен Т. Шевченко, П. Кулешом, В.Далем, О. Потебне. Что же підкорювало в нем известных писателей и языковедов? Конечно же, соответствие христианской морали, то есть самым благородным человеческим идеалам. «...Ставя первую повинность натуры человеческой моральную чистоту, личную правдивость и доброта,- писал С. Ефремов,Цветок и искал образцов этого в людях...»

Образ главной героини повести Оксаны, ее судьба и представляют собой сгусток морально-этических проблем, которые решаются автором с необычайным мастерством. Оксана, дочь сельской вдовы Векли Ведмедихи, полюбила капитана, который вместе с солдатами пришел в их деревню на постой. Начало произведения напоминает нам поэму Т. Шевченко «Катерина». В письме к Кобзарю 23 октября 1840 Г. Квитка-Основьяненко писал: «Списал и я «Сердешную Оксану», вот точь-в-точь как и Ваша «Екатерина»... Как то мы равно думали о бедных девушек и о бузовірних москалей». Так, тема произведения перекликается с поэмой Шевченко, но до показа дальнейшей судьбы героини Цветок подошел с гуманистических позиций.

Поверив в любовь капитана, Оксана убегает с ним, бросив на произвол судьбы мать. Позже, узнав о намерении капитана выдать ее замуж за денщика или проиграть в карты, в душе девушки растет чувство ненависти к предателю. Именно с этого момента автор переходит к изображению не только социально-бытового конфликта, ай с необычайным мастерством раскрывает психологическое состояние героини. Оксана, доведенная до отчаяния, понимает свое моральное падение, ее угнетает чувство вины перед матерью. 1, самое главное, вольны принять любую епитимью, чтобы получить Божье и человеческое прощение. В отличие от Екатерины Оксана задумывается над судьбой маленького сына. Кстати, к пониманию собственной ответственности она проходит определенный путь колебаний. В жутком психологическом состоянии, близком к безумию, она находит виновника собственной трагедии - сына. «Оно не дитя мне, оно ураг мой... Тут, в канаве, выкопаю ему хорошенькую ямку, положу его ни в чем ни бывало... и вместе землей и засиплю, и гробик выведу; оно и не зчується, как уснет... Пусть копитан ськає своего сына!..» Но ребенок, проснувшись, выводит женщину из этого ужасного состояния. Это было воскресением героини. Началом новой жизни. Г. Квитка-Основьяненко трогательно описывает сцену, как малый Митрик, протягивая ручки к мамочке, забормотал: «Мама!.. Мама!.. Бозя!..» Именно последнее слово и стало той магической силой, что вернула героиню к действительности, к осознанию материнского долга. Собственная трагедия уступила место естественной силе духа женщины.

Пройдя нелегкий путь испытаний, Оксана стала сердечнішою в отношении к людям. Поэтому слово «бедная» в названии произведения можно расценивать двояко. В этом слове - и трагедия женщины, и возрождения лучших черт, присущих украинкам. Повесть заканчивается счастливо. Петр, обычный сельский парень, в своих чувствах к Оксане, ее матери, Митрика вознесся до вершин истинной любви, проявляя истинное душевное благородство. По моему мнению, в сравнении с «Екатериной» Т. Шевченко повесть Г. Квитки - Основьяненко имеет более умеренный характер, потому что приближена к возвышению благороднейших человеческих идеалов. В 1918 году, репрессирован позже литературовед Василий Бойко писал: «Мораль Цветки - общечеловеческая мораль, христианская мораль, которая еще не стала трюизмом, а полная глубокого значения для каждого человека во все времена». Именно это и определяет интерес к произведения наших современников.