Разнообразие нашей жизни людей неравнодушных побуждает к размышлениям. Поэтому и я, задумалась над истерическим штурмом художников и политиков относительно последних событий, связанных с именем Марии Матиос.
Начну с того, что недооценить ее таланта невозможно. Вспоминаю свое первое знакомство с ее книжечкой стихов «Из травы и листвы». От каждого стиха пахло молодой травой, каждое слово звучало музыкой любви, клекотом горной реки. Я трепетно искала новых стихов, новых сборников талантливой поэтессы. Она, будто чувствовала мой зов и раз за разом очаровывала новыми образами, новыми темами, чувствительным словом. Как на меня, то это вторая по величине звезда (после Лины Костенко) на небосклоне современной украинской поэзии.
Упоминание в прессе о выходе в свет «Сладкой Даруси» Марии Матиос обнадеживало меня увидеть новую грань таланта, новый взблеск, без возражений, выдающегося автора. Достав книгу, я на одном дыхании, как говорят, проглотил ее.
Несколько дней ходила такая, как будто ела полынь с сахаром. Филигранное, изысканное слово писательницы дотикало душу, было сладким, как сама Дарья, но что-то так гірчило, в'ялило под сердцем, что хотелось вдохнуть свежего ветра, напиться чистой воды. На мгновение мне показалось, что я сама “сладкая Даруся» и Мария дала мне сладких конфет, от которых невыносимо разболелась голова.
«То ты какая-то неправильная, - подумала я про себя, - ведь вон какие восторженные до всхлипывания отзывы-рецензии отовсюду, а ты не можешь понять».
Так, я не могу понять! Почему такая набожная, (а Марию я считаю именно такой) такая поцелована Богом повелительница слова именно на Пасху развернула эту ужасную сцену.
«Даруся удивляется, почему никто не вяжет Славка, когда он напивается и дебоширит на пол-села. На Пасху он так набрался, что хотел поджечь овин, а потом синее пламя пошло ему изо рта.
Мария - непокрытая голова - бегала по соседям с криком и плачем: «Люди добрые, спасайте! Христос воскрес! Слава погибает!»
Николай - лесник, не вставая из-за великодного стола, спокойно сказал розпатланій Марии, что стояла безумная на пороге:
- Марійо, висцяйтеся ему в рот, сразу попустит. Или разведите коньяка с водой и влейте в рот конєччя, как не будет чем висцятися... Отамо на тропе круг Сокола колхозные лошади наследили, а конєки собрать никто не собрал.
Бедная тота Мария... вот Так, как была в пасхальный юбки, заголилася посреди двора и висцялася в синее пламя из рта сына. А Славка, поверженного на землю, как будто хряка позарез, держал его папа с каким-то приезжим гостем».
Задаюсь вопросом, а Леся Украинка могла такое! написать. А как же Ольга Кобылянская, описывая трагедию крестьянской семьи того же края, не допустила до таких красок? А непревзойденные страницы Ирины Вильде, где каждый рядочек выигрывает красотой Буковины, которые перечитываешь по несколько раз и каждый раз становишься чище, выше?
Представляю себе молоденькую учительницу литературы, которая обсуждает с учениками «Сладкую Дарусю», и ей ученики цитируют Пасхальную картину в селе. Праздник души!
Еще лучше, когда обсуждение идет в городской школе, где не все дети знают, что такое «лошади» и «конєччя». Учитель должен объяснить детям и все вместе обсудить способ использования этих «лекарств». И самое страшное, что это все должна сделать родная мама и в святой праздник Земли и Неба - на Пасху. Что по этому поводу говорят священники? Интересно, как врачи-наркологи, позаимствовали такой эффективный способ лечения от алкоголизма? И кому-нибудь такое лечение уже помогло?
Так, как виртуоз-скрипач владеет смычком, так, как хирург от Бога владеет скальпелем, так Мария Матиос владеет словом. И так, как скрипач, как хирург не имеет права ни разу ошибиться, допустить фальшивую ноту или неточное движение скальпеля, так писатель, чье слово тиражируется миллионными экземплярами, не имеет права допустить неточность, конюктурність, если хотите, скарбезність. Его ошибка сейчас неслышимая и невидное, однако прорастает темными зарослями в душах не только нынешнего читателя, но и передается генетически его детям, внукам.
Не знаю, как другие читатели, а я больше к «Сладкой Даруси» не возвращаюсь. К счастью, мне в руки попал сборник стихов Марии Матиос «Жіночий аркан у саду нетерпение» - поэзии настоящей Женщины. Женщины из плоти и крови, женщины, которая умеет быть счастливой «тут и уже». Словно одужуючий после тяжелой болезни, я начала приходить в себя, входить, как в купель, в бездонную реку нежной женской любви, высоких чувств и стремлений, пить целебную воду Высокой Поэзии.
И снова выстрел! Снова должен окапываться от тяжелого грохота Марьина слова. «Вырванные страницы из автобиографии». Мария! Вас же, видимо, нарекли в честь Праматери нашей? И ли же Вы греха не боитесь? Скажите престарелой матери, у которой три сына не вернулись с войны, память о них Вам напоминает фаллос. Помню, как каждый раз покойный свекр доставал из сундука пулю, которую ему в госпитале хирурги достали из легких, за мгновение переняв его у смерти. А ему тогда еще и тридцати не исполнилось. Шар Вам ничего не напоминает? Ни с чем не ассоциируется?
Прочитайте надписи на гранитных плитах, где похоронены двадцатилетние. И эти ДЕТИ! наверное даже такого слова не знали, отдавая свою жизнь за то, чтобы Вам хорошо жилось и писалось. Вдоль аллеи, которая ведет к упомянутому Вами памятника, похоронены люди. Это своего рода кладбище. А про кладбище, госпожа Мария, такое не говорят. И здесь нет никакой политики. Речь идет о вере, о христианской морали.
Если эти мои размышления, это мой женский боль будет напечатан, то я себе представляю, сколько гнева обрушится на мою бедную голову от Ваших сторонников и единомышленников. Ша,господа! Я сама самая первая поклонница красного слова Марии Матиос. И если бы так играл моими чувствами, так танцевал аркан на памяти моих родителей какой-то бездарный писака, я бы это восприняла как попытку засветиться на литературном небосклоне. Таким прощается и скоро забывается.
Но Вы, Мария, звезда! Ваше слово светит! Светит высоко, сияет широко. Но если оно обожгло до живого хоть одного читателя и от него болезненные волдыри на сердце матери, в душе ветерана, от него охнула ребенок, то будьте осторожнее.
«А словами прибью, словно гвоздями» (Спасен знак из книги ворожбы). Лучше Вас не скажешь.
В Ваших руках наднебезпечна оружие. Ее нежную піступність и яростную ласку только время покажет.
Надежда Пукас - поклонница
творчества Марии Матиос
nadiya-dom@ukr.net
|
|