Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Мои размышления над поэмой И. Франко «Моисей»

Верю в силу духа

И в день воскресный

твоего восстания.

И. Франко. «Моисей»



Образ библейского Пророка Моисея интересовал Ивана Франко еще в юности. Поэтому не удивительно, что мотивы пророческой самоотречения присутствуют уже в «Каменярах», правительстве сборников стихов «З вершин і низин» и «Мой Измарагд».

Работая над поэмой, Франко использовал богатейший историко-культурный материал из жизни древних евреев, досконально изучил их мифологию, религию, историю, географию.

Работа над поэмой шла довольно быстро, так как библейская тема осмислювалась и отрабатывалась к национальной культуре, истории и психологии родного народа.

Произведение, на мой взгляд, довольно сложный для восприятия. Сам Франко в предисловии ко второму изданию поэмы определил так ее тему: Моисей умер потому, что народ не признал его. Это, как видим, не библейская тема, хоть и построена на библейских мотивах.

Я сначала не совсем поняла сюжет поэмы. Перечитала ее второй раз, потом третий..и вот что оказалось: в поэме ощутимая двоплановість в освещении событий - библейский материал передается реалистично. Моисей - это первая сюжетная линия. Вторая - украинский пророк Иван Франко, окруженный ленивыми и равнодушными к судьбе родного края и внуков своих. Он протягивает к нам руки из прошлой эпохи, вопя: «Встань! Проснись! Пробудитесь!»

Мне так показалось, что, описывая трагедию Моисея, которого не принял народ, Франко имел в виду и свою трагедию. Мы знаем из биографии, что Иван Яковлевич не знал в жизни ни покоя, ни достатка. Он стремился вырвать украинский народ из того состояния, в котором тот находился. Думаю, что мысль мою подтверждает «Пролог», в котором два настроения. С одной стороны, ощутимую боль и грусть за талантливый народ, а с другой стороны - твердая вера в светлое будущее народа:

И придет время, и ты огнистым видом

Засияешь у народов вольнім кругу...

Чтобы понять дальнейшее содержание поэмы, необходимо хорошо знать библейскую ее основу. Франко не рассказывает всего о жизни Моисея, о приближении израильтян в Палестину.

В первой части поэт рассказывает о депрессии евреев. Моисей в течение 40 лет "приходится удерживать в евреях энтузиазм в поисках обетованной земли, пока не выросло молодое поколение. Ему нелегко вести беседу с теми, кто не желает длительной труда и терпения ради высоких патриотических идеалов. Против него восстают Дафан и Авирон. Наступает момент, когда толпа действует вопреки здравому смыслу.

Моисей игнорирует постановление отступников, идет к священному камню, чтобы снова говорить перед народом.

Он рассказывает людям, как деревья выбирали себе короля. Притча имеет аллегорический смысл и призывает общество пробудиться, потому что Иегова выбрал для еврейского народа другую судьбу - быть хранителем человеческой духовности, и этим необходимо гордиться.

Датан обвиняет Моисея в измене. Мол, он вырвал евреев из Египта тогда, когда те росли количественно и могли победить египтян. Моисей намерении Дафана называет безумием и выражает уверенность в том, что евреи за ним пойдут на восток. Однако Толпа не восприняла Моисея и прогнала его в пустыню.

Мое внимание привлекла вторая часть поэмы. Она интересна тем, что в ней писатель показывает человека сам на сам с собой. Мы часто попадаем в такие ситуации и размышляем над своей жизнью. Что-то переделываем, что-то отвергаем, что-то планируем... Так и Моисей, оставшись одиноким, ведет борьбу с собой.

Он думает над поступком Дафана, в действиях которого усматривает и положительное, и отрицательное. С одной стороны евреи, увеличиваясь количественно, могли сбросить с себя египетское ярмо и стать обладателями края, с другой стороны, он не думает над тем, что фараон никогда не допустит всплеска еврейства. Датан, думает Моисей, не принимает во внимание психологии раба; не понимает того, что рабство не объединяет, а разделяет людей.

Чего не мог понять Датан, предсказал Моисей. Он предостерегает еврейство в связи с тем, что они не уважают своих пророков, а значит, не имеют права на счастливое будущее. Об этом ранее писал Шевченко:

Схаменіться, будьте люди,

Ибо беда вам будет.

Как и Моисея, И. Франко переполняет чувство любви к украинскому народу, которому он отдает, по сути, свою жизнь:

Я без выбора стал твой слуга

Лишь из любви и тоски.

Когда я читала поэму, то думала над тем, что Франко по-философски осмысливает вопросы свободы личности для воспитания национального достоинства. Он словно обращается к нам, сегодняшнего поколения, и просит поднести и очистить свои души, зажечь их священной любовью к Украине, к ее народу.

Моисей жалуется на свое одиночество, а я рядом с ним вижу Франка. Сколько ему пришлось пережить, отбиваясь от «сідоглавих». И, думается, из этого возможен только один вывод: чем выше дар художника, тем менее он понятен народу. Разве не так было с поэтами - шестидесятниками?!

Самая одинокая человек тогда, когда становится на суд с вечностью Голос сомнения, запоздалое раскаяние, что раздирает душу воспроизвел Франко в диалоге Моисея с Голосом. И тут снова слышим Франко. Любил он народ украинский, свою Украину? Безусловно, его всегда угнетало ее «одвічнеє страдания», ибо он был сыном народа, мужиком. И в то же время (как это сегодня актуально!) Франко откровенно признавался, что не любит в нем (народу) лени, рабской покорности, равнодушия к будущему, незнание своей истории и нежелание учиться у нее.

Вот и Моисей задает себе ряд вопросов: способна ли Толпа без предводителя строить свое будущее? Может ли она подняться до уровня пророков своих? Нужно пророку корить себя за то, что тебя не понял народ? Он, достигая глазом в будущее, видит, как в той постройки, которую он строил всю жизнь, некоторые детали постепенно ее расшатывают. Азазель, воспользовавшись этими сомнениями Моисея, хочет уничтожить его веру в Бога, в высшую миссию Израиля. Дух запугивает пророка. Моисей же ждет встречи с Иеговой. От него он хочет услышать оценку своей жизни. Моисей умирает, но зерна веры в свободу, посеянные им, подхватывают его ученики и достигают успехов. Смерть посеяла в людей веру, из толпы они становятся народом. А когда народ един, то победу он одержит.

Читаешь эти строки и проникается большим уважением к Франко. Он действительно гений. Только гениальный человек мог предвидеть те катаклизмы, которые переживает сегодня украинский народ на пути к созданию своей могучей государственности.

Но еще одно впадает в душу. Думаю, что зерна Моисея, должны пленить душу каждого: ты послан на эту землю проращивать зерна. Когда каждый из нас поймет это, можно строить будущее.