|
Лазарь Баранович
(1620 - 1693)
Лазарь Баранович
Преосвященный Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский и Новгород-Северский
(1620 - 1693)
Биография
Родился в 1620 г. в Украине.
Учился в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря.
Окончательное образование получил в польских коллегиях.
В начале 40-х годов XVII столетия был наставником в Киевской академии.
С 1650 г. - ректор Киевской коллегии (академии) и игумен Братского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 г. - и Киево-Кирилловского монастыря.
В 1651 г. оставил академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Куп'ятицькому и Дятиловецькому.
С 1653 г. заведовал Елецким монастырем Черниговской епархии.
8 марта 1657 г. в Ясах Молдавским митрополитом Гедеоном рукоположен в епископа Черниговского, но потому что старый архиепископ Черниговский Зосима был жив, поселился в Новгород-Северском Преображенском монастыре и до смерти Зосимы в Черниговской епархии было два епископа.
Около 1666 г. назначен местоблюстителем Киевской митрополии.
8 сентября 1667 г. возведен в сан архиепископа.
В 1692 г. уволен на покой.
Умер 3 сентября 1693 г. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре. Архиепископ Лазарь - ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его столпом православия. В бурное время междоусобиц, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва снова не відторгнулася от нее, - Лазарь Баранович показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем.
Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами. Ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь. Последние из взрослых воспитанников взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников то одного, то другого из гетманов, бродили по Украине, жгли и грабили деревни, даже на окраинах Киева в 1665 г. начались военные действия.
Архиепископ Лазарь ревностно заботился о восстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устройстве новых. При нем были основаны три монастыря: Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский в Соснинском уезде и Пустынно-Рыхловский в Кролевецком уезде. Восстановлен из руин и украшенный кафедральный Новгород-Северский Спасский монастырь, в котором кафедра архиепископа Черниговского оставалась до 1672 г.
В эпоху потрясения умов, когда не только гетманы и казаки, но и некоторые иерархи стояли за присоединение Украины то к Польше, то к Турции, архиепископ Лазарь твердо держался того направления, который единственный был приемлемым для православных. "Под басурманською рукой стонет Греция, - писал он митрополиту Киевскому Иосифу, что склонялся на сторону Турции, и для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет. Я свои овцы черниговские наставил на путь, и вы, пастырь всея Руси, ведите всю Русь до монарха русского, а сами летите на престол свой, как на гнездо свое".
В 1669 г. он убедил гетмана Многогрешного послать в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы российское правительство не отдавал полякам Киева - "этого первопрестольного града царства Русского, от которого испокон веков на всю Русь засияла благодать Божья". На сохранении Киева особенно настаивали и архиепископ Лазарь Баранович, и гетман Многогрешный, бывший митр. Иосиф (Тукальский) и др. Под их влиянием царь Алексей Михайлович решил целиком присоединить Киев к России. Но в то же время архиепископ Лазарь настаивал на самостоятельности Киевской митрополии. Он был согласен со стремлением Москвы подчинить ее себе на положении обычной епархии и боролся за сохранение прав малороссийского духовенства. Видимо, поэтому, когда появилась возможность поставить для Киева православного митрополита, то был избран не он, а Гедеон Святополк-Четвертинский.
После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства архиепископа Лазаря на защиту истин св. Православной веры и усиление борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольскими ревностью учил черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Чернигове типографию, где печатались такие необходимые для православных книги.
Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят рядом с заслугами митрополита Петра Могилы, патриарха Никона, ключарей Дионисия и иеромонаха Арсения и Епифания Славинецкого.
Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в его нетленные тела.
|
|
|