Структура литературным произведения (лат. structura - строение, расположение, порядок) - способ связи между составными частями, компонентами произведения как целостного организма, система существенных отношений между ними. Еще со времен Аристотеля С.л.т. видели в отношениях темы, фабулы, перипетий, характеров действующих лиц, языковых средств. Философы (прежде всего Г.-В.-Ф.Гегель) характеризуют чотиричленну структуру произведения: смысл, содержание, внутреннюю и внешнюю формы, конкретизируя каждый из этих компонентов. Исследованию проблем онтологии и познания литературных произведений естетиками-феноменологами (Н.Гартман, Р.Інгарден) начали выделять четыре слои (слои) в структуре литературного произведения: а) представлен мир, б) его эстетический вид, в) значение языковых форм, г) вещания и его звуковую организацию. : Структуралисты четко поставили вопрос о разграничении в структуре произведения текста и подтекста, начали исследовать структуру текста как знаковой системы, используя достижения семиотики. Наметился принципиально новый взгляд на структуру литературного произведения как своеобразного дискурса. Таким образом, С.л.т. трактуется в зависимости от концепции художественной литературы и ее завершенной единицы - произведения, носителем которого является текст, что потенциально содержит в себе код его восприятия и интерпретации. Характеристика С.л.т. предусматривает определение его жанрово-композиционного своеобразия. Следовательно, то или иное понимание С.л.т. опосредует методологию и методику его анализа и исследования.
|
|