12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИНА КОСТЕНКО
Портретная характеристика Маруси Чурай из одноименного романа Лины Костенко
Важную роль в романе Лины Костенко Маруся Чурай» играет внешность героини. Портрет отражает внутренний мир героини, ее характер. Лина Костенко принципиально не детализирует внешность Чураивны. Однако ее искусство как выдающегося мастера словесного изображения как раз и заключается в том, что она умело активизирует воображение читателя на создание зрительного образа девушки. При этом этот образ эстетически влиятельный - он буквально излучает чувственность, которой в данный момент проникнута героиня. Видим душевное онемение, что завладело Марусей во время суда и которое незаметными каналам передается читателю. Причем, поэтесса не назвала ни одной портретной детали. Мы не увидели ни черт ее лица, ни деталей одежды. Просто видим ее на скамье подсудимых с опущенной головой - совершенно отстраненной, крайне зніченою:
Чурай Маруся не подсудимой скамье.
Обжалуемое Марусю Чураивну
Тогда судья строго спросил.
Но она ни слова не сказала,
Усправедливень никаких не дала,
Только стояла, как из камня тесаная,
или:
Подсудимая слезами глаза не оросила.
И милосердия в права не просила.
Сначала читателя не интересует внешность Маруси, потому что он следит за ходом судебного процесса, пытается вместе с судьями, с райцами (судебными советниками), со свидетелями, со всеми присутствующими разобраться, виновата Маруся в смерти Гриши Бобренка, или нет. Происходит активное проникновение в суть дела. А потом - тюремная камера, решетки, сбитый околот соломы в углу и старый кожух, что будет служить Маруси за постель. И снова ни одной портретной детали. Однако, как много мы узнали о ней за те три дня и три ночи, что были ей отведены перед казнью. И эти знания о жизни Маруси, о ее внутренний мир формируют наше представление о ее внешности. Читатель видит мир глазами Маруси, сопереживает ей, чувствует интонацию ее монологов, ловит ее жесты - учитывая это воспроизводит ее внешний вид. Встает портрет хрупкой, чувствительной молодой женщины. У нее полный боли взгляд. Душевное страдание затуманивает ее глаза, но в какие-то моменты, когда воспоминания на мгновение притлумлюють душевная боль, ее взгляд становится умным и проницательным. Она вся нежно трепетная, насквозь проникнута чувством. Впервые о внешности Маруси Чурай упомянуто лишь в пятом разделе «Казнь». Вся Полтава собралась смотреть, как будет меняться приговор суда. Лина Костенко довольно долго готовит появление Маруси Чурай. Сначала среди толпы прошелестела слух:
Везут Марусю, люди добрые, везут!
Процессия, в которой вели Марусю к месту казни, напоминала крестный ход. Она останавливалась, и поп читал Евангелие. Видим Леська Черкеса, который «чуть не плачет», - он лихорадочно ищет хоть какую-то возможность спасти Чураивну:
На мать похожа, только немного выше.
Те же глаза и такая же коса.
- Ну вот скажіте, люди добрые, зачем
Такой убийцы и такая красота?
А это как кто. Я имею другую голову.
Какая-то она не похожа на убийц.
Преступница, - а так бы и снял бы шапку.
На смерть идет, - а так бы и поклонивсь.
То ты такой уже, мужское, отродясь,
Все бы только глаза и таращил на красоту, -
Сказала женщина с улыбкой терпким. -
Снимать шапку?! То есть перед кем?
Перед этой? То есть этакой?
Что отравила собственной рукой?
И чтобы над ней обрушилась твердь!
Побойся Бога, она идет на смерть!
Голоса из толпы, и доброжелательные, и не совсем, прекрасно передают впечатление от красоты Маруси. Подобного художественного эффекта невозможно было бы достичь, если бы автор от собственного имени описывала внешность девушки.
Однако поэтесса оставляет за собой право рисование портрета своей героини:
Она шла. А облака, как облупленные.
И сизый степь еще вечером в росе,
И с каждым шагом к своей смерти
Была всем виднее отовсюду.
Стояли люди испуганные, притихшие.
Она шла туда, как к вершинам.
Были уже черты мертвые и застывшие,
И только ветер косы шевелил.
И только как-то страшно, не кстати,
На фоне тех облаков и удавки была
Эта головка точеная, те плечи,
Острый горизонт чистого лба.
И в тишине смертной, уже такой, аж давний,
Когда она целует образок, -
На той высокой шеи лебедином
Того ожерелья доброго разок.
После суда и помилования, что пришло от Богдана Хмельницкого, жизнь для Маруси потеряло смысл. Все несчастья - измена Григория, его смерть, страшная потрощеність ее большой любви, потеря матери - сложились в один непрерывный боль, ей было не под силу унять. Маруся постепенно таяла, мучилась как свеча. Странствующий дьяк увидел Марусю крайне вымученной тем постоянным адской болью:
... Ты еще молодая.
Но почему-то такая уже, как обугленная.
Какая-то так, как снятая с креста.
А еще он заметил характерную для Маруси риса: на ее лице очень явственно отражался ее душевное состояние:
Моя ты голубочко!
Страдание, как, говорят, возвиша
Вот я и смотрю, что у тебя такое личико,
Что в нем насквозь светится душа.
Это физиологическое свойство людей, наделенных исключительной эмоциональностью. Причиной угасания молодой женщины стала обвугленість ее души. В последних главах романа Лина Костенко акцентирует на этом угасании.
Туберкулез является туберкулез.
Все хуже и хуже мне.
Уже от кашля в груди все зболіло.
То в жар, то в холод бросает. Ну вот,
Уже и мое ожерелье побелело,
Языков примороззю сизой взялось.
Иван взял ее руку «языков льдину»:
Как странно, жар, но холодеют руки.
А сама Маруся говорит о себе:
Вся облетаю, как осенний лист.
Она чувствует себя «больным», «горкой». У нее:
Лицо печальное, глаз из-под брови.
Тяжелая траур черной косы,
И только тень былой красоты.
Такой нам видится внешность Маруси. Она изменяется от первых до последних страниц романа. И эти изменения глубоко и точно характеризуют изменение ее внутреннего состояния.
|
|