Выдающуюся роль в становлении новой украинской литературы сыграл наш
славный соотечественник Г. Квитка-Основьяненко, для своего времени он был настоящим
знатоком украинского языка, произведенной на народной основе. В своих произведениях,
написанных на украинском и русском языках, Цветок отразил ряд существенных черт
феодально-крепостнической действительности, ярко изобразил жизнь различных слоев
украинского общества конца XVII - начала XIX ст. Лучшие из сентиментально-реалистических произведений
писателя - повести «Маруся», «Козырь-девка», «Сердешна Оксана», «Искренняя любовь»,
центральным персонажем каждой из названных повестей выступает
девушка-крестьянка.
Идейную основу повести «Маруся» (1832 г.) составляет реальный жизненный
конфликт социально-бытового содержания, а все персонажи произведения благородные и душевные
люди, правдивые и самоотверженные, трудолюбивые и скромные, покорные и богобоязненные.
Выбранная Цветком художественная форма не могла еще вместить все богатство и полноту жизни,
поэтому насыщена живописными картинами нравов и быта, красочными описаниями
природы; народнопоетичний струя «Маруси» сделал ее доступной и понятной
читателю.
Препятствием к вступлению в брак двух влюбленных стоит угроза страшной
николаевской солдатчины, и находится почти сказочный добрый хозяин, который
обещает герою за честную одно-двухлетнюю работу найти вместо него «найомщика» в
солдаты.
Главная героиня повести - девушка Маруся, которая наделена лучшими
человеческими качествами простого трудового народа: умная, скромная, трудолюбивая,
послушная, способная беззаветно любить, но, как и Василий, чрезмерно чувствительна,
уязвима. «И что это за девка была! Высокая, прямесенька, как стрелочка,
чорнявенька; глазки, как терновые ягодки, бровоньки, как на
шнурочку».
Образцом для подражания выводится Марусин отец - Наум Дрот, который, хоть
и был крепостным, однако якобы благодаря своей набожности и честному труду получил
счастье, моральное удовлетворение и полный достаток в хозяйстве. Недаром он не
согласился отдавать свою дочь за Василия, хоть и любила его Маруся, ибо знал,
судьба ждала бы на солдатку.
Правдиво в произведении изображены народный быт, очень подробно описываются
картины помолвки, свадьбы и в конце концов похорон, это создает уникальный колорит
и привлекательность повести. По произведению «Маруся» можно изучать не только литературу, а
и историю своего народа, его традицїі: например, по приготовлению к свадьбе
(приглашение сватов, покупка хлеба и т.д.).
Печальная, мучительная картина похорон, но тоже в духе времени и традиций
украинского народа: «...каждый, хоть по горсточке, бросали землю в яму, чтобы быть с
ней в одном царстве...»
На Пасху в церковь носили святить блюдо, благодаря Бога, что послал
ее. Утром хозяин разрезал святую пасху, потом брались за печеное, дальше ели
колбасу, сало, яйца...
Кроме того, в повести подается точное описание народной одежды Слобожанщины,
поэтому, на мой взгляд, можно смело утверждать, что «Маруся» - это настоящая
жемчужина украинской литературы, яркий и удачный пример сентиментализма, и я
уверена, что еще не одно столетие это произведение будет находить все новых и новых
читателей.