Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей
Конкурс на лучшую творческую работу 2010 года

Автор: Елена Акульшина

Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести Г. Ф. Цветки-Основьяненко «Маруся»

Выдающуюся роль в становлении новой украинской литературы сыграл наш славный соотечественник Г. Квитка-Основьяненко, для своего времени он был настоящим знатоком украинского языка, произведенной на народной основе. В своих произведениях, написанных на украинском и русском языках, Цветок отразил ряд существенных черт феодально-крепостнической действительности, ярко изобразил жизнь различных слоев украинского общества конца XVII - начала XIX ст. Лучшие из сентиментально-реалистических произведений писателя - повести «Маруся», «Козырь-девка», «Сердешна Оксана», «Искренняя любовь», центральным персонажем каждой из названных повестей выступает девушка-крестьянка.

Идейную основу повести «Маруся» (1832 г.) составляет реальный жизненный конфликт социально-бытового содержания, а все персонажи произведения благородные и душевные люди, правдивые и самоотверженные, трудолюбивые и скромные, покорные и богобоязненные. Выбранная Цветком художественная форма не могла еще вместить все богатство и полноту жизни, поэтому насыщена живописными картинами нравов и быта, красочными описаниями природы; народнопоетичний струя «Маруси» сделал ее доступной и понятной читателю.

Препятствием к вступлению в брак двух влюбленных стоит угроза страшной николаевской солдатчины, и находится почти сказочный добрый хозяин, который обещает герою за честную одно-двухлетнюю работу найти вместо него «найомщика» в солдаты.

Главная героиня повести - девушка Маруся, которая наделена лучшими человеческими качествами простого трудового народа: умная, скромная, трудолюбивая, послушная, способная беззаветно любить, но, как и Василий, чрезмерно чувствительна, уязвима. «И что это за девка была! Высокая, прямесенька, как стрелочка, чорнявенька; глазки, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочку».

Образцом для подражания выводится Марусин отец - Наум Дрот, который, хоть и был крепостным, однако якобы благодаря своей набожности и честному труду получил счастье, моральное удовлетворение и полный достаток в хозяйстве. Недаром он не согласился отдавать свою дочь за Василия, хоть и любила его Маруся, ибо знал, судьба ждала бы на солдатку.

Правдиво в произведении изображены народный быт, очень подробно описываются картины помолвки, свадьбы и в конце концов похорон, это создает уникальный колорит и привлекательность повести. По произведению «Маруся» можно изучать не только литературу, а и историю своего народа, его традицїі: например, по приготовлению к свадьбе (приглашение сватов, покупка хлеба и т.д.).

Печальная, мучительная картина похорон, но тоже в духе времени и традиций украинского народа: «...каждый, хоть по горсточке, бросали землю в яму, чтобы быть с ней в одном царстве...»

На Пасху в церковь носили святить блюдо, благодаря Бога, что послал ее. Утром хозяин разрезал святую пасху, потом брались за печеное, дальше ели колбасу, сало, яйца...

Кроме того, в повести подается точное описание народной одежды Слобожанщины, поэтому, на мой взгляд, можно смело утверждать, что «Маруся» - это настоящая жемчужина украинской литературы, яркий и удачный пример сентиментализма, и я уверена, что еще не одно столетие это произведение будет находить все новых и новых читателей.