Творческие работы наших посетителей
Автор: Светлана Лахвич
Образ эмансипированной женщины в произведениях О.кобылянской ("Человек" и "Царевна") и Леси Украинки ("Лесная песня").
Соломия Павлычко очерчивает явление появления эмансипированной женщины в украинской литературе ХХ века таким образом: “Литературный образ женщины XIX века - “покрытки”, “бурлачки”, “проститутки”, что были квинтэссенцией горя, несчастья и немощи, отступил перед “царевной” и “одержимой духом”. В украинской литературе впервые прозвучал интеллигентный женский голос, а вместе с ним и феминистическая идея”.
Здесь не возникает никаких возражений, ведь феминистическая идея, которая пришла с запада в Украину с некоторым опозданием, кардинально изменила взгляд на женщину, а затем и художественное воплощение женского образа в целом. Идея эмансипации женщины стала глотком свежего воздуха для женщин, что уже долгое время ждали ее, и удавкой для женщин так называемого «старого строя», которые не хотели и слышать о подобной «чепухи». Кстати, образ женщины, которая, можно сказать, боялась, как огня, идеи равноправия между женщиной и мужчиной, мы встречаем в повести «Человек» Ольги Кобылянской, а именно это образ госпожи Ляуфлер (Олениной матери). Эта идея представляется ему катастрофой, беспросветным горем, словом, ящиком Пандоры. Также мы видим тогдашнее женщины, которое еще и пытается подавить Оленин влечение к книгам феминистично направленных. Мужчинам, кроме Елениного любимого, дикие и чужие подобные замыслы.
В произведениях Ольги Кобылянской идея эмансипации звучит четко и прозрачно, без искусственности и маски. Автор заявляет о равенстве между мужчиной и женщиной прямо. Она возвышает своих героинь Елену Ляуфлер и Наталка Веркович не на уровень мужчины, а на уровень, если можно так резко говорить, человека. Они в своих убеждениях устойчивее, выше мужчин, часто глупых, недалеких и поверхностных. Кобылянская выписывает образ, который является для нее идеалом. Героини ее интеллигентные, образованные, с высокими духовными запросами и прогрессивными взглядами, лишены романтической імперсональності, способны на одинокий вызов обществу. Именно этих качеств не хватало женским образам в мужской литературе, «дофеміністичного» периода.
Так, Елена жертвует личным счастьем ради своей семьи - выходит замуж за нелюбимого, да еще и при том этажного и неразумного. Я не говорю, что он у меня вызывает отвращение, просто считаю его недостойным Олениной руки и сердца. И своими запросами, и своим умом, и сознанием своей ему никогда не сравниться с ней, такой волевой и отчаянной. Этот контраст между мужчиной и женщиной мы находим также у Леси Украинки. ЕЕ Мавка, полна свободы до кончиков ногтей, противопоставляется маменькиному сыночку, что руководствуется холодным расчетом, женясь с Акулиной. Это свидетельствует о том, что он слишком земной, даже приземленный, и далек от Мавки, такой загадочной, нежной, воздушной и небесной. Так, как земли никогда не достигнуть до неба, так и Лукашу никогда не стать одним целым с Мавкой. Хотя, в отличие от Ольги Кобылянской, Леся Украинка не вкладывает в уста своей героини идеи эмансипации, и из подтекста выныривает и ясно предстает концепт эмансипации. Ее Мавка сильная в своей любви к воле, к свободе, а особенно до внутреннего ее ощущения.
Даже нарекания Лукашевої матери, его поведение и предательство, не в силах сломить силу духа Нимфы. Она становится ивой, чтобы весной снова проснуться в той же свободной и духовно сильной личностью.
Несправедливость и предвзятое отношение не в состоянии сломить духовную мощь Наташи, потому что в ней переплелись решимость терпении, сила разума с нежностью сердца. Хотя Наташа еще не видит отчетливо своего места на общественной дороге, но она стремится найти себе дело, полезное для людей и родины: "Я верю в это, как верю в силу воли, и я несказанно горда за тех, что ступили на дорогу, которая ведет до сего полудня..." - говорит Наташа, видя в том «полдень» свободное будущее.
Но несмотря на все женские образы в этих произведениях, можно сказать, трагические. Такие Женщины, а руки (на первый взгляд) опускают. Если углубиться в суть их поступков, то можно понять, что они жертвуют своим счастьем ради кого-то. Например, Елена выходит замуж ради семьи. Этот поступок куда громче говорит о ее внутренний стержень. Каждая сможет так пожертвовать собой?
Исследователи склонны считать, что этот трагизм обусловлен тем, что писательницы еще не видели других вариантов развития события, развязки подобных конфликтов, ведь они (конфликты и сама тема) были новыми в литературе. Я склоняюсь к мысли, что в те времена других выходов не могло быть, что счастливый конец был бы подобным сказки.
Итак, в произведениях Ольги Кобылянской и Леси Украинки мы находим совершенно новый тип женщины, а именно это женщина, общественным статусом стремится сравняться с мужчиной в то время, когда духовно она давно его превзошла, и она на достигнутом не останавливается, стремится к постоянному совершенствованию.
Хотя эти произведения является требованием времени, и образы, раскрытые в них, трудно назвать типичными. Они очень индивидуализированы. Женщин, которые боролись за равенство между мужчиной и женщиной, на то время (а мы знаем, что это только зарождение феминистских идей в Украине) было слишком мало.
|
|