Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Чувства и переживания лирического героя новеллы "Intermezzo" Михаила Коцюбинского


Новелла "Intermezzo" - одно из лучших произведений М. Коцюбинского. Его можно считать лирическим монологом самого автора. Замысел написать такое произведение возник у писателя во время отдыха в селе Кононовка на Полтавщине. Поводом к написанию и темой произведения послужили события 1905 года. Художественно освещая тему революции и ее поражения, М. Коцюбинский выразил свое идейно-эстетическое кредо: литература - явление эстетики, но она призвана к изображению "верного рисунке разных сторон жизни" и его глубокого философского, социального, психологического, исторического осмысления.
Лирический герой произведения - художник, писатель. Устав многочисленными "надо", бесконечными "должен", он пробует вырваться из железных рук города, убежать подальше от человеческой боли, ужаса, грязи, от бытовой банальности. От безмерности человеческой боли и тревоги герой чувствует нарастание своего эмоционального отупения, неестественной духовного равнодушия. Человеческое горе, ужас переполнили его душу и он не воспринимает их как зло. Он привык к ним. А это для писателя недопустимо. Поэтому хочется "заткнуть уши", "запереть свою душу", "кричать: здесь вход не свободный". Именно поэтому он покидает город, людей, их тревоги и идет в безлюдье, тишину и чистоту. Среди роскошной природы намерен (хоть и не высказывает этого) восстановить силы. Здесь проходят дни его "Intermezzo" (отдыха). Однако ужас преследования не сразу покидает лирического героя. Почти как психологический срыв воспринимается его поведение в пустом доме Даже здесь он не уверены) в том, что "не отклонятся двери... вот так немножко, с легким скрипом, и из неизвестной темноты, такой глубокой и бесконечной, не начнут выходить люди... все те, что составляли в мое сердце, как до собственного укрытия, свои надежды, гнев и страдания или кровавую жестокость зверя". И когда перед глазами проходят все убиты и повішані, что из них "вытекла кровь в маленькую дырку от солдатской шарики", те, что их "завивали в белые мешки, качали на веревках в воздухе, а потом складывали в плохо прикрытые ямы, откуда вас забирали собаки...",- тогда признается в найганебнішому, недопустимом для художника: "Вы видите, я даже не краснею, лицо мое белое, как и у вас...". Лирический герой знает причины своего психологического состояния: "...ужас высосал из меня всю кровь. Я не имею уже капли горячей крови и для тех мертвяков, среди которых вы идете, как кровавая мара. Проходите! Я устал!".
И время и мир природы, в котором "стулились краями две половины - одна зеленая, вторая голубая - и замкнули в себе солнце, словно жемчужину" (полная изолированность от людей), постепенно начинают лечить его усталую душу. Тонкий знаток красоты природы, ее художник, он любуется "соболиною шерстью ячменів", "шелком колосистої волны срібноволосого овса", "голубой рекой льна", "волнистыми хребтами пшеницы", "белой пеной гречки". Его душа впитывает в себя всю обаяние нив в июне и исполняется положительными эмоциями. С наслаждением целыми днями лирический герой слушает небесные пение птиц, наблюдает, как жаворонки "бросают с неба на поле свою сверлящая песню".
Красота природы - самая обаятельная и самая мощнее сила "И песня имеет в себе что-то ядовитое. Будит жажду. Чем больше слушаешь, тем больше хочется слышать", - говорит лирический герой о свое искреннее восхищение птичьими хорами.
Философское осмысление могущества природы и красоты наблюдаем при співставленій ее величия с "нужденною кучкой соломенных крыш" села, что его обняли и здушили зеленые руки". К сожалению, в это сравнение часто вносился классовый подтекст, которого в произведении М. Коцюбинского нет.
Восстановив силы, спокойствие своей души, лирический герой ловит себя на мысли о возможности встречи с человеком, ее горем. Но это его уже не пугает. И встреча состоялась. Она прозвучала диссонансом к прекрасных дней короткого отдыха на лоне роскошной природы. Крестьянин рассказывал, а фантазия художника дорисовывает "кучу черных соломенных крыш", "девушек в облаке пыли, что возвращают с чужой работы", "бледных женщин..,", "...детей вперемешку с голодными псами". Это была реальная картина украинского села. Писатель не воспринимал ее как чужую беду, не отгораживался от нее. Наоборот - встреча с крестьянином вдруг зажгла душу глубоким сочувствием к человеческому горю, до голодных детей, которых "почему-то не забрала лихорадка", до крестьянина, которого "раз в неделю становой бьет по лицу" за то, что хотел иметь землю и во время революционных событий заявил о своем праве на нее. И больше всего лирического героя повели "Intermezzo" поражает продажность и предательство: "Был тебе приятель и единомышленник, а теперь, может, продает тебя исподтишка. Оторвешь слово, как кусок сердца, а он бросит его собакам". Умом и сердцем, преисполненным любви, жалости сопереживания за людей, что "в темноте жрут друг друга", лирический герой стремится изменений. Он хочет, чтобы были "молния и гром". "Пусть освежится небо и земля, Пусть погаснет солнце и засияет Другое".
С такими настроениями художник идет снова к людям.