Творчество Леси Украинки отражает напряженные философские раздумья над жизнью. Мы продолжаем открывать в ее произведениях еще не изведанные нами глубины, не осмыслены нами проблемы. Это касается и неподражаемой драмы-феерии «Лесная песня». Неслучайно судьбы людей, изображенных в произведении, тесно переплетены с таинственным миром обитателей сказочного леса. Ибо там, где о несуєтне трудно говорить языком ежедневной жизненной прозы, нередко гораздо отчетливее говорит сказка.
Размышления о смысле человеческой жизни в «Лесной песне» заостренные персонификация образов природы, гармония окружающего мира получает возможность говорить с человеком на равных, искать с ней компромисс или противодействовать ей. В этих отношениях проявляется в полной мере высокое и низменное начало человеческого существа. Поэтому момент выбора между ними моментом является определение для себя смысла жизни.
Образ Лукаша воплотил в себе этот поиск, о котором рассказывает «Лесная песня». В добрый час встретилась ему лесная Мавка. Она пленила парня и удивительной красотой и добрым нравом, и сердцем, чувствительным на красоту. Неожиданно для себя Лукаш научился тоньше и глубже чувствовать мир вокруг себя, понимать его законы.
И странная человеческая природа: что имеем - не ценим, а хотим чего-то, на что, может, и не стоит тратить усилия. Лукаш не понимал, что идти против природы - идти против себя, он не прислушался к советам Нимфы. Собирая для нее светлячков, парень заметил летучие огоньки и бросился за ними. Нимфа пыталась остановить его, но не послушал Лукаш ее мольбам - и попал в трясину. Мавка спасла его, не зная, что впоследствии он снова потребует ее спасения.
Шло время. Жизненная суета засосала Лукаша - и в заботах о приумножении добра, о хозяйстве он изменился. Забыл свирель, в мелодиях которого когда-то так трепетно распевал душу, забыл о чистой любви, змізернів духом. Иметь оженила его на Килині, молодой вдовушки, ловкой, но ограниченном. Потом умер дядя Лев, мудрый и человечный человек, который умел жить в согласии со сказочным лесным народом. После его смерти нарушился порядок в соседстве людей с заколдованным лесом.
Лукашева иметь и Акулина, управляемые ненасытной жаждой к обогащению, вскоре испоганили лес, пытаясь взять с него побольше прибылей. Они вырубали заветные, веками береженые деревья, превратили в зловонное болото лесное озеро, вимочуючи в нем конопля. И разъяренные лесные жители начали мстить - делать вред хозяйству. Лукашеву господу обеднела.
Окончательно потеряв человеческий облик, женщины грызлись между собой, ища виновного, в доме царила неугасимая ярость, вечный крик. Лукаш оказался в аду, которое не могло бы примаритись в наймоторошніших снах. На нем со всей неотвратимой силой случался страшный, но справедливый закон: соблазнившись однажды тщеславным, теряешь сокровища души. Он слишком поздно понял, что, предав Мавку, отдал на растерзание свою судьбу.
Лукаша, который потерял себя, Леший превращает в оборотня. Но в душе парня эти ужасные изменения произошли уже давно. Однако снова появилась Нимфа, которая пришла спасти любимого. Если жертвует собой достойный, то по законам мировой гармонии обреченного будет прощено.
И произошло чудо. Мавка вернула Лукашу и человеческий облик, и потерянную душу. Вернула любимому самого себя, прежнего, лучшего, высшего духом. Но ценой собственной жизни, гибелью телесной. Однако Мавка, ее любовь, ее душа навечно остались бессмертными. И надо надеяться, что Лукашу в наследство оставлен этот непростой, но достойный путь человека в вечность.
Языке неповторимой, языком искусства пьеса утверждает, что смысл жизни прежде всего - в воспитании духовного начала в себе, в ближних наших, в тех, кого любим и для кого живем. Все остальное - суета. И этот настоящий смысл жизни дарит человеку бессмертие...