И
Именем странствующего философа, поэта, музыканта Григория Сковороды открывается новая эра в истории украинской литературы. Фигура его настолько перерастает всех предшественников и современников, деятельность, взгляды и вообще все жизнь философа составляют неповторимое, оригинальное явление украинской национальной культуры. В творчестве этого странствующего учителя сочетается высокая европейская образованность и самобытный народный дух. Основными для Г. Сковороды-философа были размышления о счастье человека и пути его достижения. Они пронизывают все его творчество. Однако самое яркое, самое оригинальное проблема счастья освещена в трактате «Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира», в баснях, а также в латиномовних стихах.
«Как хочешь быть счастливым, не ищи своего счастья за морями, ... не странствуй по єрусалимах», ибо, по мнению Г. Сковороды, оно не только рядом с тобой, оно «внутри тебя»: в твоем чистом сердце, в твоей честной душе, что живет по законам Божьим и по повелению Божию.
Эта мысль культивируется автором в самых разнообразных вариациях, библейских тезисах, сентенциях, но, пожалуй, самое лаконичное она передана в формуле: «Счастье твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя есть». За Сковородой, познать счастье, достичь его-это значит прислушиваться к голосу сердца (внутреннего голоса, то есть сполна войти «в храм свой», жить в гармонии с миром, природой, Богом, людьми), ибо только то приносит счастье, что тебе «блаженной натуре».
То, чего хочешь, с тобой.
Оно, дружище, - внутри тебя,
Если доволен судьбой, будешь спокоен.
Не тот счастлив, кто желает лучшего,
А тот, кто доволен тем, чем владеет.
(«Узнай, что называю счастливой жизнью»)
Однако для истинно счастливой жизни нужны также мудрость и знания. Сковорода понимал прогрессивное значение науки и культуры, но больше внимания уделял мудрости, которую воспринимал как понятие более широкое, что охватывает и знания, и смысл жизни.
Именно мудрость, как считал мыслитель, нужна для другой предпосылки счастье - выбора своего «сродного» (природного, натурального) места в жизни и обществе. «Сродна праця» приносит радость, счастье, придает сил, уверенности, вдохновения, «делает нужное нетрудным, а трудное - ненужным». Потому что с человеком Бог, и «Без Бога ни до порога, а с ним ходит за море», как подчеркивает Сковорода. Эти и другие идеи трансформировал мыслитель в своих баснях «Собака и Кобыла», «Две курицы», «Жаворонки», «Орел и Черепаха».
А источником мировоззрения мыслителя была, бесспорно, Библия, которую он воспринимает как самый поэтически-аллегорический мир, в котором закодирована Истина. Библейские сюжеты, мотивы, идеи переплавлялись в горниле незаурядного таланта философа на самобытные как по идейно-тематическому направлению, так и по художественной форме произведения.
Сковорода стал проводником Просвещения в Украине, идейного движения, который стремился улучшить общество, помочь человеку осознать, что она сама - творец своего счастья. Философ утверждал самоценность каждой личности, советовал смотреть на себя и на свою жизнь с уважением. Сам он не соблазнился ни славой, ни деньгами; самым дорогим сокровищем для него была чистая душа как залог счастья. Г. Сковорода поистине «жил, как учил, а учил, как жил». Видимо, поэтому в общественном сознании он остался как «странствующий философ», как мудрец, который всю свою жизнь посвятил обучению людей нравственности.
...Не имел ничего. Кроме своей совести и надежный, быстрых и чистых, как мартовский ручей, дум. Он был страдальцем, мучеником за всю беду, за всю ложь, за все плохое, что творилось на белом свете. А вместе с тем человеком счастливым, потому что чувствовал гармонию с миром, человеком, который познал озарения и просветления от Бога. Недаром на его надгробии высечены слова: «Мир ловил меня и не поймал».
II
Есть дела, которые не меркнут,
Есть слава, которая не увядает,
Есть люди, которые воплощают в себе
Целый мир разума и добра...
(Народная мудрость)
Именно таким человеком был, по моему мнению, Григорий Саввич Сковорода. То кто же он? Философ и поэт, певец и музыкант, баснописец и педагог. Свое мировоззрение, стиль и способ мышления этот удивительный человек отразила в произведениях. Здесь чувствуется культура украинского народа развивалась и обогащалась на протяжении веков. Размышления мыслителя были сосредоточены вокруг проблем человека, поисков «сродного труда» - как условия жизненного успеха и внутренней гармонии, нравственного совершенствования, свободы и независимости.
Основной категорией этики Сковороды есть счастье. Философ был убежден, что его этическое учение не только расшифровывает это понятие, но и указывает человеку практический путь к нему. Теме человеческого счастья посвящена значительная часть сборника «Басни Харьковскіє» и цикл диалогов, написанных в первой половине 70-х годов, а именно: «Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни», «Кольцо» и т.д.
Мыслитель считал философское постижение мира основной целью и смыслом нашей жизни. И важнейшие помощники в этом - дух, мысль, сердце: «Когда дух в человеке весел, мысли спокойны, сердце мирно, то все вокруг светлое, счастливое, блаженное. Вот такое человеческая жизнь и есть живой философией».
Вопрос, о счастье человека и пути его достижения легли в основу трактата Сковороды «Разговор, названная Алфавит, или Букварь мира». Счастье человека, по автору, - в труде. Писатель прославил ее как источник изобилия, радости и удовольствия. Автор подчеркивал, что любой труд принесет счастье, если она соответствует способностям и склонностям человека настолько, чтобы можно было любить ее, вкладывать в нее душу. Эту же мысль философ утверждает в басне «Пчела и Шершень»: пчелы собирают мед, потому что они для этого рождены», для них сам процесс сбора меда несравненно большая радость, чем его потребление. Шершень понять этого не может, он - «господин-советчик», «большой дурак» - считает Пчелу незамысловатой, потому что плоды ее труда потребляют люди. В конце Сковорода раскрывает аллегорию басни: «Пчела - это символ мудрого человека, который в естественном деле трудится. Шершень - это образ людей, которые живут воровством чужого». Следовательно, труд должен стать для человека естественной потребностью, «самой сладкой пищей». Только тогда жизнь будет иметь смысл и красоту.
Счастье человека, отмечал мыслитель, - в ней самой. Оно не в каких-то почестях, а в удовлетворении самых необходимых потребностей. Григорий Сковорода страстно отстаивал право человека на обычное человеческое счастье, учил искать его не за морем, а дома, в повседневной жизни и ежедневной работе. Каким парадоксальным и вместе с тем актуальным это стало для нас в последнее время, когда в поисках счастья взгляды многих моих соотечественников направлены именно за моря...
Абсолютно логичным для философской системы Сковороды является равнодушие к роскоши, к ненасытного, самодостаточного обогащения. Мыслитель считал, что погоня за ним сама по себе есть зло и порождает зло. Во все времена (и наше не исключение) нашлось бы немало желающих с этим поспорить. Но в любом случае неопровержимым останется одно: идеалами выдающегося украинского философа были богатство духа, чистота сердца, душевный покой, - в общем, цельная и не развращена «мерзостей мира» Человек.