Сочинение
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Проблематика повести "Тени забытых предков" Михаила Коцюбинского
Вершиной художественного мастерства Михаила Коцюбинского, украшением всей украинской литературы стала повесть "Тени забытых предков" (1911). Произведение написано под впечатлением красоты Карпат, под влиянием богатой поэзии жизни гуцулов, их наблюдал писатель, находясь в Криворивне. О Гуцульщине он писал к Евгению Чикаленко: "Если бы Вы знали, какая здесь великолепная природа, какой интересный народ гуцулы, с богатой, своеобразной психикой, с буйной фантазией, странными обычаями и языком". Итак, М.Коцюбинський. как и Ю. Федькович, О. Кобылянская, воспел в повести красоту горной природы и гуцульской души. Однако сделал это по-своему. Опираясь на народные верования, гуцульский фольклор, он воспроизвел в "Тенях забытых предков" богатый фантастический мир, в котором живут люди рядом с добрыми и злыми, веселыми и печальными силами природы.
Известно, что к написанию повести писатель тщательно изучал жизнь гуцулов, их традиции, поверья. Кроме этого, работая над произведением, М. Коцюбинский познакомился с фольклорно-этнографическими материалами. Гнатюка ("Этнографические сборники"), И. Франко ("Гуцульские примечания"). Все это вместе и обеспечило художественную достоверность при поєднаїші действительного и воображаемого.
Среди роскошной гуцульской природы растут главные персонажи повести, Иванко и Маричка - дети враждующих родов. Окружающий мир детства - волшебный и загадочный. Он привлекательный, но и опасен. Здесь живут нявки (нимфы), щезники, чугайстыр, мольфары. Поэтому с раннего детства нужно знать, как вести себя среди них. Однажды еще ребенком Иванко хотел достичь Черногоры. Легко поднимался вверх, а за ним поднимался из долины вечный шум реки, росли горы...". Устав, мальчик сел отдохнуть, и вдруг он услышал странную мелодию. Вокруг не было никого, и когда он оглянулся назад, то "скаме-нов". На камне сидел леший, "скривил острую бородку, нагнул рожки и, закрыл-ши глаза, дул в флояру". Страх сковал мальчика, и он "безмолвно кричал от холодного ужаса, а когда в конце добыл голос, леший звинувся и пропал вдруг в скале...".
Мир природы манит героев красками и музыкой. Иванко и Маричка тонко чувствуют красоту гор, с ней слились, о ней поют в своих коломийках. В песне они выражают свои искренние чувства любви, нежного и страстного, как сама природа. Много боли было в співанці Марички, когда Иван вынужден был ее оставить, уходя в наймы на полонину.
Слова этой частушки, как и образ Марички после ее смерти, часто врывались в израненную душу Ивана и звали-манили туда, где были они вместе, где цвело их счастье. И хоть было много хлопот по хозяйству, он забывал обо всем, "тогда он бросал работу и где-то пропадал".
Через воображение героев, особенно Иванка в детские и юношеские годы, писатель раскрывает мифологическое мировосприятие и мироощущение гуцулов: "Когда Ивану минуло семь лет, он уже смотрел на мир иначе. Он знал уже много. Умел находить целебен зелье... Знал, что в мире царит нечистая сила, что арідник (злой дух) правит всем; что в лесах полно леших, которые пасут там свою маржинку... , что там бродит веселый чугайстыр, который сейчас просит встречного в танец и раздирает нявки; что живет в лесу голос топора...". На всю жизнь усвоил Иван, что "всякие злые духи заполняют скалы, леса, пропасти; дома и загоны и подстерегают христианина или на скотину, чтобы сделать им вред". Остерегался герой их на пастбище. Не раз имел с ними хлопоты, когда женился Палатой и стал зажиточным хозяином. Чтобы избежать опасности для своего скота, "надо было много знать, подкуривать, гадать, собирать целебен зелье и заказывать". Ведьмами у гуцулов могли быть и обычные люди. По убеждению Ивана и Палагны, ею была их соседка Хима: "Старая льстивое баба, всегда такая приветливая, она вечерами переки-далась в белого пса и нипала по загонах соседских. Не раз Иван метал топором в нее, бросал вилами и прогонял".
Строго придерживались гуцулы обычаев своих предков, когда приходил Святой вечер. Иван в этот день "был всегда в дивнім настроения". Словно переповпеций чем-то таинственным и священным, он все делал степенно, как будто службу Божью правил", В этот вечер он много помогал Палагні. Был очень ласковый со своим скотом. Трижды призвал вражеские силы и бурю к себе на ужин. Но они не появлялись, "тогда он заклинал их, чтобы не появлялись никогда, и легко вздыхал". В этот вечер Иван очень искренне молился за души умерших и "был определенный, то за плечами у него плачет, склонившись, Маричка...".
После смерти Марички Иван шесть лет бродил по миру и "худой, зчорнілий, много старший од своих лет, но спокойный" вернулся домой. Не из любви, а лишь потому, что надо было жить и ґаздувати, женился Палагною. Она была хорошей хозяйкой, но своим духовным миром приравняться к Марички не могла. Не сумела она почувствовать Иванову душу, а потом изменяет ему с Юрой-мольфаром. Это было последним толчком к преждевременной смерти героя. Последние минуты полу-сознательного существования, связанного с мнимой зустріччу с Маричкой, были для Ивана счастьем. Интересным эпизодом в повести, который передает своеобразие світосприй-ния гуцулов, есть забава у мертвого Ивана. Веселье, смех, разведенное на дворе многи-тя символизируют попытку противостоять смерти, тьме. Жизнь продолжается, оно вечно. Эта традиция - как наследие предков, их тень - живет с гуцулами на протяжении веков.
Проблему мифологического мироощущения и мировосприятия гуцулов по-своему интерпретировали С. Параджанов и И. Миколайчук, создав по повести М. Коцюбинского кинофильм.
|
|