Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Иван Багряный
Образ украинского героя в творчестве Ивана Багряного


Одной из найопукліших особенностей багрянівських текстов является образ украинского героя, который обычно является центральным персонажем данного произведения. Главной причиной культивирования образа сильной личности считаем историософские поиски писателя. Попрание национальной революции, уничтожение творческой элиты революционного поколения, поражение Повстанческой армии во Второй мировой войне ставит Багряного перед проблемой "неисторичности" своей нации, ее управляемости обстоятельствами. Автор подчеркивает, что историю творят особые люди вместе со своим народом - выходцы из масс, развитые, себя-созданы лучшие его представители, которые через всестороннее интеллектуальное, национальное, физическое самосовершенствование являются творцами идей (от политических до религиозных).
Сильные, незаурядные личности отличаются сверхчеловеческими чертами: феноменальным ресурсом организма и всесторонней одаренностью - памятью, интеллектом, моральной твердостью. Этот образ приближается к романтическому понятие гения или героя: "Что значит невозможно? Как не существовало и понятия не умею. Он с ученических лет полюбил английский, кем-то рассказанную ему, ответ на вопрос - умеете играть на рояле? - не пробовал, может и умею". В поэме "Скелька" крепостной-мятежник Даниил демонстрирует мужество, хитрость, организаторские способности; черты характера Ольги ("Разгром") - нравственный максимализм, смелость, независимость мышления и действий; в тексте "Человек бежит над пропастью" украинский Мересьєв - Максим Колот - несколько недель без пищи идет по снегу почти босиком, получает духовную победу над всеми мучителями; в "Гефсиманском Саду" Андрей Чумак проявляет нереальную выносливость в тюрьме; протагониста сатирической поэмы "Антон Беда - Герой труда" характеризует величие прощение врагов. Героев Багряного боятся их следователи и охранники - Многогрешного ("Тигроловы") - Медвин, Чумака - Сергеев и надзиратели, Смеян ("Маруся Богуславка") - Сазонов.
Начало XX века ознаменовалось развитием технологии, революционным движением во многих странах, "опьянением" от глубины общественных и мировоззренческих преобразований. В связи с этим с неменьшей остротой стояла проблема лидерства, достойного провода для украинской республики. Багровый верит в способность людей, а не экономических факторов, влиять на ход истории. Сильные, смелые личности являются "избранниками" Бога, с ними всегда благословение, содействие, улыбка судьбы. В "Тигроловах" эта идея выражена в ряде пословиц, прославляющих риск и силу: "Смелые всегда имеют счастье"; "Бог не без милости, казак не без счастья". Именно "смелые" является элитой, настоящей аристократией. Принадлежность героев Багряного к новой аристократии также базируется на твердости их убеждений, оптимистическом настроении, выдающихся личных качествах. Принципиальные тенденции построения такого образа имеющиеся уже в ранней поэме "Скелька". В центре всех художественных коллизий - лидер, которого отличает незаурядная удача и связь с традицией - он потомок старой элиты:
Даниил был так будто атаман;
Хоть молодой, но умный, смелый. (...)
Он выглядит, как настоящий сын казачий. (...)
Так часто грезил он среди липкой мглы -
Как встанет слава, и грянет бой кровавый,
И сверкнет меч...
Эй, силы в нем гудели, -
Недаром же родители когда-то были
В Гадячском полку чотарями.
В зрелом творчестве писателя схема центрального персонажа остается почти без изменений. Неоаристократ Андрей Чумак из "Гефсиманского Сада" поддерживает свой безусловный авторитет преимуществом над охранниками и энкаведистами и глубиной воздействия на людей.
Сверхчеловеческая природа новой расы господ проявляется в победе над миром природы ("Тигроловы"), собственными иллюзиями ("Огненное холо"), а также в победе над другими нациями: русскими ("Тигроловы" и "Сад Гефсиманский"), итальянцами ("Человек бежит над пропастью") и немцами ("Разгром", "Огненное кольцо").
Несмотря на всю неоднозначность багрянівської версии украинских проводников, она может пригодиться при создании национальной аристократии, без которой невозможны развитие и сохранение отечественной культуры.