Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Курсовая работа:
Киплинг
ВСТУПЛЕНИЕ
Свой приход в мир литературы Джозеф Редьярд Киплинг объяснил так:
«Вот судьба художников их демон сидит в их перьях... Мой демон появился довольно рано в момент сомнений и сказал: Занимайся этим и ничем другим! Я подчинился и имел вознаграждение»[9,с.62].
Джозеф Редьярд Киплинг выдающийся новеллист, автор очерков и романов, что переиздаются и до сих пор десятками языков, поэт, стихотворениями которого восхищался Марк Твен, Бертольд Брехт, Эрнест Хемингуэй и много других писателей. Он вошел в литературу, когда ей необходимо было обновление. В обществе росла потребность в новом герое, новой идеи. Сильный и самобытный талант вспыхнул на рубеже двух веков (кон.хіх-нач.хх), в сутки когда приоритет Британии, ее преимущества «владычицы морей» и «мастерской мира» постепенно отходили в прошлое.
Полные веры и силы духа, произведения Киплинга были направлены на воспитание самодисциплины и чувства обязанности связи. Он тяготел к необычного, экзотического, однако его произведения во многом были новым явлением в английской литературе. Писатель писал об обычных людях, но показывал их, обычно, в экстремальных ситуациях, в необычных обстоятельствах, когда проступает сущность человека, открываются глубины невиданной силы личности. Одним из первых он отреагировал на тенденцию демократизации литературного языка и поэтического стиля. Со страниц рассказов Киплинга на читателя хлынул поток неизвестного и неприкрашеного жизни. Вместо живописных описаний Индии, которые случались на страницах модных авантюрных романов, читатель увидел мрачные картины нищеты, дикости, страдания. Он населил рассказы героями, которые до сих пор не получили гражданства в английской литературе. Это туземцы, чьи обычаи и жизненная философия были очень далеки от английских ("Возвращение Імрея", "Дом Садху", "Гробница его предков"), которые трогают искренностью, преданностью и в этом значительно превышают белых властителей ("Діспет", "Джорджи-Порджі"). Значительную часть рассказов посвящена англичанам, что их судьба забросила в этот далекий и для большинства из них чужой мир. Киплинг не украшает своих соотечественников. Групповой портрет "благотворительного общества" производит удручающее впечатление: мужчины ограничены и надменные, чопорные женщины и пустоголовые. Колониальное общество разнообразное. Встречаются и совестливые идеалисты, которые серьезно относятся к своей миссии, но мало кто выдерживает испытание Индией. Утомительное однообразие колониального жизни, оторванность от привычной цивилизации, одиночество приводили к трагедиям, что о них Киплинг рассказал на страницах своих произведений "Отвергнут", "Конец пути", "Хранить как доказательство". Симпатии автора отданы "маленьком человеке" в произведениях "Строители моста", "Вильгельм-Завоеватель". Появляется подборка стихов, которая положила начало славу "народного поэта" - "Казарменные баллады".
«Великолепными красками выигрывает природа Индии в «Книгах Джунглей». Идея создания этой книги возникла случайно. Одна английская писательница, редактировала детский журнал, как-то предложила Киплингу написать что-нибудь о индийские джунгли для юных читателей. Он откликнулся на ее просьбу, хотя и отметил, что никогда не писал для детей. Впрочем, приступив к делу, Киплинг увлекся и создал даже две «Книги Джунглей», которые имели огромный успех и вызвали, по словам автора, «целый зоопарк подражаний» (среди них образ Тарзана)»[1,с. 9].
Англия любила своего писателя, увлекалась его книгами. В 1907 г. Редьярд Киплинг, первый из англичан, получил Нобелевскую премию за «мужественность стиля».
Так,Т.С.Еліот иронизировал: «Киплинг лауреат без лавров, забытая знаменитость». В 1920 г. общее настроение выразил американец Эзра Паунд: «Нет ничего удивительного в том, что произведения Киплинга вошли в число «зачитанных, старых книг», пам яток «прошлой цивилизации», которой послевоенное поколение заявило свое отношение. А. Куприн отметил, что Киплинг «самый яркий представитель той Англии, которая железными руками охватила весь мир и давит на него во имя своей славы , богатства и могущества». В статье «Разрушение личности» А.М.Горький, имея в виду великобританский шовинизм Киплинга, с болью писал, что Киплинг отделяет от мира англичан, и поставил его в ряд с другими писателями империалистической реакции. «Киплинг очень талантлив», - писал Горький, замечая при этом, что «индусы не могут не признать вредной его проповедь империализма». Бунин, который как и Киплинг, был подвластен очарованию экзотики «Семи морей», сказал о нем несколько довольно приятных слов. Известный критик и литературовед Д.П. Мирский был удивлен высоким авторитетом «барда империализма» в поэтических представителей страны, «английский и американский интеллигент, который претендует на звание «високолобого», относится с презрением к Киплинга, - писал он. В его прозе он готов еще признать выдающийся талант журналиста-нарисовця, но стихи Киплинга он вообще исключает из литературы. В Англии Киплинг поэт империалистическо лояльного жителя, который не читает других современных книг...»[4,c.6-16].
Так, если первые Кіплінгові книги подвергались главным образом естетської критики, то в начале двадцатого столетия появились уже значительно более весомые причины для обвинений. Человечество вступило в грандиозную полосу социальных преобразований и потрясений, на фоне которых Киплинг с его непоколебимой верой в историческую миссию Британии выглядел анахронизмом. От писателя интеллигенция отшатнулась, а для послевоенных поэтов-авангардистов из круга молодых Т. С. Элиота и Эзры Паунда, которые тяготели к сложной рафинированного символики, Киплинг, что говорил на языке миллионов и для миллионов, был не столько художником, как бардом империализма .
Клеймо барда империализма надолго изъяло творчество Киплинга из нормального литературного обращения. Даже сказки из «Книги Джунглей» квалифицировались когда как апология империалистического хищничества, мечта о человеческое общество, превращенное в звериную стаю, где единственный закон право хищника на добычу, где царят хаос, анархия и развал, а жажда убийства и страх смерти заменяют все общественные связи .
Т. С. Элиот, впоследствии немало сделал для возрождения хорошего литературного имени Киплинга.
Киплинга признавали лишь как автора рассказов о Маугли, а все остальные его произведения отвергались по политическим причинам.
Однако, если свести все высказывания известных людей в одно целое, то возникнет общий вывод: при всех негативных мыслях, которые выходили из империалистического характера его ідеологї, Киплинг - большой талант, и это принесло его произведениям длительный и широкий успех не только в Англии, но и в других странах.
«Сегодня, благодаря перестройке всей нашей общественной жизни и включению в нормальный литературный оборот десятков имен, которых раньше нельзя было даже вспоминать без бранных эпитетов, мы решаемся разрушить еще один миф миф о людиноненависника , воспевателя хищничества , барда империализма , которым вроде был и каким на самом деле никогда не был Редьярд Киплинг»[7,c.273-278].
Феномен Киплинга и до сих пор является актуальным. Длительные попытки объяснить его популярность загальноприступністю, экзотичностью, политической заангажированностью ни на йоту не приближают нас к пониманию литературного явления, которое называлось Редьярдом Киплингом (или железным Редьярдом как говорили и друзья, и недоброжелатели, вкладывая в эти слова совершенно разный смысл). Потому что в лице внешне очень простого Киплинга имеем-таки одного из крупнейших художников слова, творчество которого следует анализировать с ее собственными законами.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью углубленного анализа «Книг Джунглей», необходимостью определения особенностей неоромантизма в рассказах о Маугли.
Новизна работы заключается в детальном исследовании рассказов, в выявлении особых черт приключенческого неоромантизма Р.Кіплінга.
Содержание основных терминов, понятий. Ключевым термином, который будет использоваться в работе есть Неоромантизм. «Неоромантизм - комплекс художественных явлений, который широко вошел в художественный оборот в конце xix в. и принес коренные изменения в развитие художественного сознания, продолжив определенные устоявшиеся традиции» [1,с.149].
Степень изучения темы. Много исследователей, литературоведов, критиков интересовались творчеством Дж.Р.Кіплінга, как например, Т.С.Еліот, Е.Паунд, А.Купрін, А.М.Горький, Д.П.Мирський, однако ни один из них не определял особенностей неоромантизма Дж.Р.Кіплінга в художественном произведении: «Книги Джунглей».
Целью работы является раскрытие содержания понятия неоромантизма и определение особенностей неоромантизма Р.Кіплінга, определения черт Маугли, которые характеризуют его как неоромантической героя.
Цель исследования предполагает розв язання таких задач:
-описать теоретические основы литературного течения - Неоромантизм;
-изучить структуру произведения «Книга Джунглей»;
-детально исследовать рассказы о Маугли, выяснить их особенности;
-определить проблемы, которые поднимает автор в произведении.
Предметом исследования являются особенности неоромантизма Р.Кіплінга в рассказах о Маугли. Объект изучения - рассказ о Маугли из «Книги Джунглей» Р.Кіплінга.
Основными методами исследования являются описательный, аналитический и сравнительный.
Теоретическое значение курсовой работы заключается в попытке осмыслить характерные черты неоромантизма как литературного течения конца Xix в. Практическое значение: результаты исследования можно использовать в процессе изучения курса по мировой литературе, а именно теме «Неоромантизм» и творчества Р.Кіплінга.
Основную источниковую базу работы составляют рассказы о Маугли Р.Кіплінга, а также хрестоматии и пособия по зарубежной литературе.
Курсовая работа состоит из вступления, двух разделов, выводов и списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1
Неоромантизм
Впервые о неоромантизм заговорили на рубеже 1880-90гг. в берлинском аристократической среде. Заимствовано у французов, это слово употреблялось, когда говорили о необходимости преодоления провінціоналізму немецкого бытописания 1870-80рр., а также влияния романской основы в искусстве и французской литературы. Требования «романтизма» имели в виду обновление национальной традиции и протест молодого поколения литераторов против позитивистской системы ценностей.
Неоромантизм комплекс художественных явлений, который широко вошел в художественный оборот в конце xix в. и принес коренные изменения в развитие художественного сознания, продолжив определенные устоявшиеся традиции.
Неоромантизм воспроизводит человека в его неповторимости и самодостаточности, несет в себе идею мужественного гуманизма, что хочет перемен в жизни, что реализовано средствами авантюрного романа, фон которого - путешествия, побега, катастрофы.
В неоромантичній стилистике ведется борьба за "единственное точное слово"
«Он генетически связанный с романтизмом начала века, но содержит в себе также элементы реалистической эстетики и некоторые черты декаданса. Неоромантизм можно назвать антиромантичним романтизмом и связать с ним попытку осложнения идеализма, его соответствующей рационализации. Через неоромантизм романтизм становится не столько литературой, сколько "жизнью", "трагедией",самоподоланням»[1,с.149].
Сложное взаимодействие и взаимоотталкивание разнородных тенденций обусловили широкий диапазон оценок этого феномена. Некоторые исследователи обозначают этим термином всю литературу конца XIX в. как бунт против реализма и натурализма, другие включают неоромантизма более широкое понятие декаданс, третьи отграничивают неоромантизм и «литература действия», относя к первому демократически настроенных писателей, а ко второму авторов консервативной империалистической привязанности.
«Протест против буржуазного общества, непризнание его выражали представители неоромантизма. Люди разных идейных убеждений, неоромантики сходились в одном в негативном отношении к современной буржуазной цивилизации. Но если критические реалисты и натуралисты, изображая капиталистическую действительность, критиковали ее, то неоромантики, отбрасывая эстетическую ценность буржуазного общества, отправляли своих читателей или в далекое прошлое, или в экзотический мир нетронутых цивилизаций Африки, Азии, Южной Америки. Они создавали свой яркий, живописный, полный захватывающих приключений мир, в котором действовали необычные, сильные герои»[2,c.11].
Достаточно сложным является вопрос о принадлежности конкретных писателей к неоромантизму. Бесспорно относят к нему английских писателей конца XIX ст., в частности Г. Киплинга. Эстетическая программа неоромантизма содержит в себе элементы романтизма начала XIX века, которые обогащены опытом реализма середины того же века. Непосредственными представителями неоромантиків были В.Скотт, Ф.Купер, Е.А.По, которые заложили основы авантюрного, морского, экзотического, детективного романов. Впоследствии эти разновидности романному жанру были блестяще усовершенствованные неоромантиками.
Несмотря на сложность феномена неоромантизма, возможно выделить комплекс характерных черт, которые позволяют определить это явление как оригинальную самостоятельную литературную течение. В широком смысле сущность неоромантизма следует из его названия. Это продолжение и развитие на новом этапе романтических принципов отображения действительности, протест против застывших норм реализма и особенно натурализма с его биологическим подходом к сути человеческой натуры. Неоромантики словно бы снова преподносят на п єдестал человека, сводную тогдашней наукой и философией (дарвинизм, позитивизм Г. Спенсера) комплекса физиологических инстинктов. Противостоят неоромантики также фатализма и безвіллю символистского героя. Нельзя не отметить влияния на неоромантиків теории Ф. Ницше сильная и волевая личность всегда в центре их произведений.
Проблематика творчества неоромантиків занимает такие характерные для романтического мироощущения вопрос, как отрицание филистерства, интерес к природе, экзотики, стремление постичь глубины внутреннего мира человека, отразить его противоречия. Однако, эти проблемы поднимаются с большей долей конкретности и жизненной достоверности.
В основе творчества неоромантиків лежит романтический разлад между реальностью и мечтой. Характерным является не противопоставление реальности идеала, который находится за пределами этой реальности, и не противопоставление обычным людям чрезвычайных героев, а поиски идеала в самой реальности, «открытие» героя в обычному человеку. Неоромантики считали, что все зависит от угла зрения под которым рассматривается действительность, от умения человека видеть красоту и необычность окружающего мира. Именно поэтому для неоромантиків характерен культ приключений, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, что смогла увидеть окружающий ее мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, неизвестное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодоление , делает, по мнению неоромантиків, жизнь человека яркой, насыщенной. Человек, который живет такой жизнью действительно богатой, в то время как буржуа, подавленное постоянным желанием нажиться, которое закрывает для него красоту окружающего мира, духовно беден.
«Искусство, по мнению неоромантиків, не только возвышает человека над обыденностью жизни, не только показывает ей чудесный мир фантазии, но и дает ей ключ к пониманию жизни. Для неоромантиків характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни»[8,с.258].
В системе персонажей неоромантизма важнейшее место занимает герой в прямом смысле незаурядная, сильная духом и телом личность, которая вступает в конфликт с окружающим ее толпой, враждебной природой, неблагоприятным стечением обстоятельств и самим роком. В частности, следует отметить сформирован в эту эпоху тип героя мыслителя, аналитика, который побеждает обстоятельства не силой мышц, а силой интеллекта. Но опять же, в отличие от условного романтического героя начале ХХ века, герой неоромантиків конкретнее.
«В то же время неоромантики преодолевают тенденцию к размытости, бесструктурности произведений натуралистов: их сюжет чаще всего строится на игре контрастов как в отражении окружающего мира, так и в группировке персонажей. Добро и зло, черное и белое резко разграничены в их произведениях отсюда острота конфликта, гротеск. Сложная интрига, динамичный сюжет, сильный и смелый герой индивидуалист все это свойственно неоромантическом произведения»[8,c.259].
В жанровой системе неоромантизма также произошли сдвиги в сравнении с романтизмом начала века. Главное место занимают крупные эпические формы (роман, повесть), хотя и малые формы (новелла, баллада, стихотворение) продолжают развиваться, в частности выдающимся мастером малой формы был Киплинг.
РАЗДЕЛ 2
Анализ рассказов о Маугли
«Книги Джунглей» Р.Кіплінга построены по мозаичным принципу. Они состоят из 15 фрагментов, с историей Маугли связанные восемь. Наряду с рассказами о Маугли помещены истории про Белого Котика, рассказы о Пуран Богатая, который является героем многих пенджабских легенд и почитается как святой. Эти фрагменты - самостоятельные истории, но они объединены в целостный художественный мир.
В «Книгах Джунглей» автор соединил поэзию и прозу: каждый фрагмент он подает в поэтическом оформлении, идея каждого фрагмента заявленная в стихотворении-эпиграфе.
«В рассказах о Маугли Киплинг поставил проблему соотношения культурного и природного. Джунгли Киплинга - это мир непрерывной борьбы за существование, где побеждает сильнейший. Автор рисует перед читателем мир природы как мир инстинкту, который существует в двух противоположных ипостасях: инстинкт созидания и инстинкт разрушения, как жизнь и смерть. Они сложно переплетены и взаимодействуют в природе. Инстинкт жизни рождает Закон джунглей, регламентирующей порядок. Все в мире джунглей глубоко покорено иерархическом порядке: все должны жить в семье, стае и т.д. Стая всегда имеет вожака, власть которого несомненна, она обеспечивает порядок и предоставляет возможность выживать. Киплинг изображает пример общества без вожака, как живут Бандер-Логи - это анархия, за то они такие страшные и своевольные, способны на поступки, которые идут вопреки Законам джунглей, ведут, по мнению автора, к самоуничтожению. Именно с Бандер-Логами, к которым мы не испытываем никаких симпатий, соревнуются ближайшие друзья Маугли за его жизнь, рискуя своей. Закон джунглей позволяет охота - убийство ради жизни, но запрещает убийство ради удовольствия. И самая суровая кара ждет того, кто убивает во время сухого примирение. Закон джунглей стоит на стороне защиты жизни во время угрозы вымирания. Дикие Собаки из Декана нарушают Закон, это грозит самоуничтожением. Сквозь "Книги Джунглей" красной нитью проходит идея отрицания хаоса, а следовательно - утверждение жизни. За Киплингом инстинкт должен направляться разумом. Носителем его является человек, а поэтому природе нужен человек. И цивилизацию не следует противопоставлять природе. Этим сочетающей началом между природой и цивилизацией есть Маугли, воспитанный джунглями, он становится властелином джунглей. Маугли соединил в себе разум и инстинкт - в этом вера Киплинга в спасительную силу Закона джунглей»[6,с.642-643].
2.2.1 Воспитание Маугли
Однажды вечером к волчьей пещеры в джунглях прибилось Человеческий детеныш, которого родители потеряли во время охоты на тигра. Оно было совсем голое и очень голодное, но совсем не боялось грозных зверей. Сначала волков просто заинтересовало человеческий детеныш, но потом поразила его смелость:
«- Смотри! Оно ест вместе с другими!»[3,с.11].
«- Оно пришло к нам среди ночи совсем голое и очень голодное; но оно не боялось! Посмотри оно уже оттолкнуло друг мой малыш совсем в сторону Лежи спокойно Лягушонок. О Маугли, лягушонком я тебя буду называть »[3,с.11].
Волчица назвала детеныша Маугли, что значит Лягушонок.
В ночь Племенных Собраний Отец Волк повел его вместе со своими вовчатами на Скалу Совета. Именно там принимали щенков в Стае. Тигр Шер-Хан хотел, чтобы Человеческий детеныш отдали ему, потому что он считал Маугли своей добычей. Однако волки не захотели отдать его тигру.
Шер-Хан кричал: «- Дитя мое! Отдайте его мне! Зачем Свободному Племени человеческого детеныша?»[3,с.11].
Но Мать Волчица готова была биться на смерть за Маугли.
К тому же за него вступился медведь Балу:
«- Я вступлюсь за Человеческий детеныш! Оно не принесет нам никакой беды. Пусть оно бегает в Стае и войдет к ней вместе с другими. Я сам буду его учить»[3,с.14].
А пантера Багира пообещала Стаи выкуп:
«- Убивать голое детеныш просто позор. Кроме того, оно может нам пригодится, когда подрастет. К словам Бала я приложу быка, когда вы согласны принять Человеческий детеныш к своей стае, как велит Закон. Чего же тут раздумывать?»[3,с.14].
Акела, вожак стаи, проговорил:
«- Люди и их дети очень умные, со временем он может нам пригодиться»[3,с.15].
«В том, как Акела, мудрый и опытный вожак, руководит стаей волков чувствуется утверждения дисциплины и примитивного гражданского права»[1,с.150].
Маугли приняли в Сіонійської Стаи - цене забитого быка и доброго слова Бала.
Бурый медведь Балу учил волчат Закону Джунглей. Вот они:
Зверь не имеет права менять место охоты, заблаговременно не предупредив.
Убивать можно только для еды.
Охота на человека запрещено.
Каждый волк, создав семь ю, может отделиться от стаи, но когда подрастут его дети, он должен привести их на Скалу Совета, чтобы все волки могли их внимательно рассмотреть.
После одобрения детей советом, волчата могут свободно бегать где; их никто из взрослых членов стаи не смеет трогать, пока они не подстрелят свою первую добычу.
Когда не все члены стаи согласны принять детеныша, за него должны вступиться два члена стаи, кроме родителей.
Если детенышу грозит смерть, его жизнь можно выкупить.
Если кто-то из зверей произносит Владичні слова: «Мы с тобой одной крови ты и я!», то ему всегда будет оказана помощь. Этот закон говорит о том, что все в природе равны, поэтому должны помогать друг другу, заботиться, а не враждовать.
Законы джунглей гуманные и умные. Мир зверей предстает перед читателем здоровым морально. В нем царят справедливость, порядочность, верность.
Некоторые законы человеческого общества схожи с законами джунглей, другие отличаются:
Чтобы прокормить себя, свою семь ю, человек должен работать. Она может свободно менять место работы, жить, где хочет.
По человеческим законам убивать себе подобных человек не имеет права, а вот убивать животных человеку не запрещается.
Каждый родившийся ребенок имеет право на жизнь уже потому, что родилась, и не требует никакого одобрения или разрешения, чтобы жить.
Люди должны уважать друг друга, помогать в случае опасности.
Среди учеников Балу был и Маугли. Однако Человеческому детенышу приходилось изучать намного больше, чем молодым волкам. Старый медведь учил Маугли всех Законов леса и воды, чтобы тот мог уважительно разговаривать со всеми обитателями Джунглей. Знало Человеческий детеныш также и Владичне Слово Джунглей, при помощи которого можно попросить защиты у каждого существа в Джунглях.
«- Мы с тобой одной крови ты и я», - сказал Маугли, произнося те слова по-медвежьи, как то обычно делают Ловчие Племена, по-птичьему, по-змеиному.
Маугли, необычный, смелый, сильный духом мальчик, рос и воспитывался вместе с волчатами. Отец Волк учил его до тех пор, пока каждый звук в Джунглях не стал для него понятным. Багира учила его прыгать по деревьям. Сначала Маугли лазил не лучше ленивца, но потом научился прыгать между ветвями деревьев так же смело как и обезьяны. Когда он подрос и поумнел, багира объяснила ему, что он никогда не должен трогать человеческой скота, потому что сам был принят к стае ценой жизни быка.
Парень следовал каждого слова Закона Джунглей. Среди волков он чувствовал себя своим. Мальчик часто вынимал длинные колючки из волчьих лап. Но он заметил, что ни один волк не выдерживает его пристального взгляда в глаза.
«- Взгляни на меня», - сказала Багира. И Маугли посмотрел ей в глаза. Через полминуты большая пантера одвела голову в сторону. «- Вот за что!» промыла она, зарываясь лапами в листья. «- Даже я не могу выдержать твоего взгляда, а я родилась среди людей и люблю тебя , Братец! А другие ненавидят тебя за то, что не осмеливаются встречаться с тобой взглядом, за то, что ты умный за то, что ты - Человек!»[3,с.18].
Все в Джунглях, осознавали то, что Маугли вырос вместе с ними, получил хорошее воспитание от Балу и Багира; Мать Волчица и Отец Волк считают его своим сыном, но все-таки воспринимают его как человека. Недаром же его взгляда не может выдержать никто из зверей. Люди жители поселка считают его колдуном называют волком, волчьим уродом, чортякою из джунглей и т.д. Так кто же он, Маугли? Человек или зверь?
Акела: «-Ты самый настоящий человек, а то Стая убежала бы от рыжих собак»[3,с.151]. Только человек сильный духом, чувствами собственного достоинства, обязательно связи перед другими, способна вступить в бой с сильным, численно большим противником и победить его. Звери при таких обстоятельствах через присущий им инстинкт самосохранения удирали бы. «- Маугли выгонит Маугли»[3,с.151]. В жизни юноши наступит время, когда он не сможет жить без людей. И не Стая будет его выгонять, как это произошло в первый раз, а его собственное желание.
«Маугли может жить в обоих мирах, хотя не принят ни в одном из них. Так, существо, которое не может быть вполне своей в обоих мирах, - Маугли. Интересна история его имени. Слово «Маугли», как и его перевод лягушонок, Киплинг придумал, ибо они не существуют в одном из языков»[7,c.265].
Возможно, по аналогии: как лягушка живет в двух стихиях, так и мальчик может жить среди зверей и людей.
В Маугли соединились лучшие черты неоромантической героя: доброта, справедливость, честь, благородство, сила характера. Именно это и помогло Лягушке превратиться в Повелителя Джунглей.
Отношение зверей к Маугли особенное. Мать Волчица воспринимает его как сына, ее волчата как брата, и это понятно: они семья. Так же тепло относится к нему и черный зверь мудрый, сильный и коварный пантера Багира. Она отличается от других обитателей Джунглей чрезвычайной независимостью, возможно, потому, что родилась в неволе. «- Я родилась в княжеских клетках в Удейпурі...»[3,с.18]. Багира много знает о человеке. След от ошейника постоянное напоминание о жизни среди людей, к которым она преимущественно относится пренебрежительно «- Человек голый коричневый землекоп, безволосый и беззубый пожиратель земли!»[3,с.58], но она любит Маугли «- Это впервые отродясь Багира билась не на жизнь, а на смерть»[3,с.43]. Багира благородная «- Убивать голое детеныш просто позор»[3,с.14], каждое ее слово наполнено опытом и мудростью «- Красный Цветок товарищ, сильнее саму Багіру или Балу или тех из стаи, кто любит Маугли»[3,с.19].
Так, прошло десять лет. Маугли все рос и рос, крепчал и крепчал, ни над чем не задумываясь, кроме того, как раздобыть еду. Вожак Стаи Акела старел. Тигр Шер-Хан подружился с молодыми волками и все чаще выражал свое удивление, что они позволяют, чтобы ими помыкали умирающий волк и человеческий детеныш.
И вот настал тот день, когда Акела не смог убить своего оленя. Вечером вся Стая собралась на Совет. Маугли пришел туда, держа в руках горшок с огнем. Это Багира научила его, как получить Красный Цветок, которую боятся все звери в Джунглях. Хромой Шер-Хан, который не принадлежал к Стае, захотел навязать ей свою волю. Он пожелал, чтобы Акелу убили, а Маугли отдали ему. Молодые волки поддержали тигра. Тогда парень смело поднялся на ноги, воткнул сухую ветку в пламя и принялся размахивать ею в кругу испуганных волков. А потом заговорил не как гость среди зверей, а как Хозяин Джунглей.
Он наказал Шер-Хана, ударив того горящей веткой по голове, и прогнал тигра и его подхалимов со Скалы Совета. Маугли вступился за беззащитного Акелу, сказав, что никто не посмеет убить старого волка, ибо на то нет его воли. Так, Маугли сильная и волевая личность.
Маугли отдал свой долг благодарности жителям Джунглей наказав Шер-Хана, перед тем, как оставить их и пойти в неведомых созданий, которые зовутся людьми.
Волки и учителя Маугли являются его друзьями: они оберегают его от смертельных тек жизнь, учат его искусству охоты, обучают главного Закона Джунглей:
«Мы одной крови - ты и я». Через это "люденя" находит общий язык с могучим Хатхі и коршаком Чили, даже с хладнокровным и одиноких Каа. Итак, это верные друзья, много лет заботятся о детеныш враждебной и опасной породы. Благодаря им Маугли вырос здоровым, умным и сильным. О друзьях трудно говорить, их только любишь, а любви не выразить словами.
Однако в неоромантическом произведении добро и зло, черное и белое резко розмежавано, - отсюда острота конфликта, гротеск. Поэтому у Маугли есть и враги. Прежде всего, это Шер-Хан, за которого человеческий детеныш оказался в волков. Всю жизнь тигр-людоед пытался расправиться с волчьим питомцем. Эта вражда кончилась лишь со смертью хищника, которую ему причинил умный и осторожный Маугли.
«- Собаке и собачья смерть, братья, - сказал Маугли, вынимая нож, который он всегда, с тех пор как пришел к людям, носил с собой...»[3,с.80].
Рядом с Шер-Ханом всегда был шакал Табаки, который следил за человеком-волком и всегда извещал своего господина о местонахождении Маугли. Его называли Лизоблюдом, подчеркивая тем самым его подлость и лицемерие. И хотя Табаки никто не воспринимал как опасного противника, его боялись, потому что именно шакалы разносят по Джунглям бешенство. К тому же он способен предательски напасть на ребенка или взрослого в самое тяжелое для них время. И все же ненависть с презрением, которое испытывают все "джунгляни" к плохиша, который не стесняется прислуживать кровожерцю за крохи с его стола, кончилась со смертью Шер-Хана. Маугли:
«- Я не боюсь Шер-Хана, но Табаки очень хитер»[3,с.76]. В Джунглях, отдельно от Стаи жил волк-отступник Вонтола. Его сердце заполонило жажда мести, когда дхолі убили его подругу и трех волчат. Он был бесстрашный дрался сам-на-сам со стаей рыжих собак; чрезвычайно выносливый не обращал внимание на свое увечье и раны, полученные в бою; настойчивый оплатил Кровавый Долг, убив главаря дхолів.
Когда же дхолі пришли в Джунгли, Маугли, - мыслитель, аналитик, убедил стаю, что нужно драться. Ведь он не хотел потерять близких ему друзей-воспитателей, он любил их и был им благодарен за воспитание, поэтому чувствовал своим обязательно связью уберечь их от смерти.
Маугли принял план битвы, который предложил Каа (мудрый питон, надежный и верный друг. В изображении Каа чувствуется отголоски индийских народных сказаний, Киплинг использовал во время написания произведения), обнаружив при этом уступчивость и благоразумие; сумел спровоцировать главаря дхолів на ярость, что затмила ему разум. Парень был сообразительный и спокойный спал на дереве, когда его стерегли собаки. Его ловкость (прыжки по деревьям, быстрый бег через пещеру, прыжок в воду) спасла ему жизнь. Маугли был сильным и собранным в бою, безжалостным к врагам, но в его сердце были также братская любовь к Акелы, Вонтоли и признание их подвига.
Для Киплинга, писателя неоромантика, было важным показать Маугли, как героя - мыслителя, думающего, аналитика, который побеждает обстоятельства не силой мышц, а силой интеллекта (он все же Человек).
Главный закон Джунглей запрет убивать человека. Автор отмечает, что основания для этого закона и объяснение его зверям не совпадают. Такой запрет целесообразна, ибо «убийство человека рано или поздно вызовет прибытие белых людей с ружьями верхом на слонах и нескольких сотен темнокожих людей с барабанами, ракетами и факелами. И тогда каждый в Джунглях терпит бедствие». Звери же считают, что человек это наиболее слабая и наименее защищена существо, и поэтому трогать ее не подобает охотнику. Они говорят также, что тот кто ест человека, шолудивіє и у него выпадают зубы. Так они подчеркивают своей силе, но в то же время искажают реальность. Потому что человек защищен своим умом, духовностью, наконец, и ружьями, и даже Маугли имеет нож, с которым никогда не расстается.
Читатель является свидетелем того, как в постоянной борьбе с опасностями формируется сильный характер Маугли. Человеческий детеныш, которое изначально требовало защиты и покровительства, вырастает в смелую, честную, справедливую, благородную Человека достойный пример для подражания.
2.2.2 Общество обезьян
Есть в дебрях племена, о которых никто не скажет доброго слова. То Бандар-Логи, которые не имеют старейшин и своих законов. В конце концов, обезьяны никому не причинили зла, даже похищение человека произошло, так сказать, для ее славы и пользы, но...
У них нет Законов. Они-изгнанники. У них не имеет даже собственного языка, и они пользуются ворованными словами, которые подслушивают, сидя наверху на ветках и подглядывая за нами. Наши пути разные. Они живут без Вожака. Они ничего не пам ятають. Они кичатся, болтают глупости и думают, что они - большое племя я, призванное сделать великие дела в Джунглях, а упадет орех, и их настроение сразу меняется, они начинают хохотать и забывают про все на свете. Никто в Джунглях с ними не общается, не п есть там где п ют обезьяны, не ходит туда где ходят обезьяны, не охотится там, где они охотятся, не умирает там, где они умирают. Жители Джунглей никогда о них не думают и не говорят. Их очень много, они злые, неряшливые, бесстыдные и хотят, - если только у них есть постоянное желание - обратить на себя внимание обитателей Джунглей.
«- Обезьянье племя я запрещено, - сказал Бала. Пам ятай об этом!»[3,с.31].
И вот одной обезьяне пришла в голову, как ей показалось, отличная идея, и она начала уверять других, что Маугли будет чрезвычайно полезен их племени, потому что он умеет сплетать ветки в кучу для защиты от ветра: итак, когда они его поймают, то он научит их это делать. Теперь, говорили они, у них будет свой вожак и они станут самым умным племенем Джунглей, такими умными, что все обратят на них внимание и будут завидовать им.
Обезьяны похитили Маугли и привлекли его к Холодных Пещер. Маугли никогда еще не видел индийского города и, хотя это были почти сплошные руины, оно казалось ему необыкновенным, волшебным.
Обезьяны поженились за руки и начали танцевать и петь своих глупых песен:
«- Брат, хвостом веселее махай! Вот мы какие, пусть все увидят!»[3,с.50].
Маугли, обученный Законам Джунглей, не понимал такой жизни, и оно ему не нравилось. Маугли, унылый и злой от голода, бродил по улицам мертвого города и время от времени бросал ловчий клич чужака, но никто не отвечал ему, и он понял, что оказался в очень плохом месте, еще и с бешеными обезьянами:
«- Наверное, Табаки, шакал, всех их покусал, - и теперь они показилися. Конечно, они бешеные!»[3,с.42].
«- Все, что Балу говорил о Бандар-Логов, вполне справедливое, в них нет ничего, кроме глупых слов и маленьких вороватых рук»[3,с.41].
Джунгли загадка, но еще большая загадка человек. С одной стороны, звери относятся с презрением к человеку, с другой приклоняються перед ней.
Единственное племя я, которое вызывает у зверей такое же презрение, как и человек, - это обезьяны.
В реальных Джунглях обезьяны, конечно, совсем не такие, как в «Книгах Джунглей». Кіплінгівські Бандар-Логи, - это не зарисовка с натуры, а скорее миф: А если посмотреть на человека глазами Джунглей? С кем тогда можно будет ее сравнить? Звери сравнивают человека с обезьяной. Бандар-Логи это кривое зеркало, которое Джунгли приготовили для человека.
Бандар-Логи отвергнуты всеми в Джунглях, потому что они не знают Закон Джунглей, но и люди не знают этого Закона, поэтому и сопоставлены два плем я обезьянье и человеческое.
Маугли также сравнивает обезьян с людьми:
«- Какие странные обычаи у этих людей. Только серая обезьяна могла бы так себя вести!»[3,с.70].
«- Человеческая стая начала бросать в меня камни!»[3,с.89].
Что же общего у людей и обезьян?
Людей и обезьян роднит самолюбие:
«- Мы велики! Мы свободны! Мы прекрасные! Мы найчудесніше из всех племен в Джунглях!»[3,с.42], привычка к пустым словам:
«- Ба! проговорил Маугли. Болтовня, болтовня! Говорите, говорите! Люди кровные братья Бандар Логам.»[3,с.75].
Вот что поют обезьяны в своей дорожной песни:
«- Славно! Чудесно! Гей-гей! Ну и замололи не хуже людей!»[3,с.50], а также бесцельность, бессмысленная поведение: обезьяны целый день носятся с веткой, будто не могут обойтись без нее, а потом ломают ее; очень похоже ведут себя люди, - они витріщались, кричали, показывали на Маугли пальцами. Бандар Логам нравится ради забавы помучить раненого волка. Люди же убивают от безделья, ради удовольствия».
Толпа, что не имеет высоких целей и не управляемый никем и ничем, не может делать добрых дел, значит является врагом любого строя и любых отношений между живыми существами леса. Они способны только создать беспорядок. Как Шер-Хан и рыжие псы.
«Осуждая плем я Бандар Логов, Киплинг, как это отмечали и современники, дал аллегорическую сатиру на французскую буржуазную демократию и парламентаризм, который он, как известно, ненавидел»[2,c.11].
2.2.3 Маугли и люди
«Образ ребенка, вскормленный волками, доходит до нас еще с древних легенд, самой известной из которых является легенда о Ромуле и Реме. В настоящее время Индия была переполнена подобными историями. Известно, что на книжной полочке Киплинга находилась книга Р.А. Стерндейла «Млекопитающие Британской Индии и Цейлона», в которой приведены достаточно слухов о детях-волках, названных автором «небезосновательными»[1,с.149].
Маугли оставил волчью пещеру после ссоры со Стаей на Скале Совета:
«- Он человек! Что общего между нами и человеком? Пусть идет к своим!»[3,с.22].
Акела: «- Он брат нам во всем, за исключением крови»[3,с.22].
Маугли был вне себя от злости и горя, потому что волки еще никогда не показывали ему, как они его ненавидят.
Маугли: «- Ладно, я пойду от вас к своему племени когда то действительно мое племя я . Джунгли закрыты для меня.., и я обещаю, Что когда стану Человеком среди людей, то не предам вас перед ними, как вы предали меня.., но помните помните, что когда я снова приду на Скалу Совета, - то шкура Шер Хана будет у меня на голове»[3,с.23].
Маугли тяжело было покидать Джунгли, он сидел и плакал, и сердце у него словно разрывалось, но он знал, что еще вернется чтобы положить на Скалу Совета Шер-Ханову шкуру. Маугли одиноко сходил с горы до неведомых созданий, называемых людьми...
Каким предстал мир людей в глазах Маугли?
Люди шумные и суетливые, похожие на обезьян; когда жители поселка осматривали Маугли, это очень похоже на то, как это делала Стая, - крестьяне кричали, сперичались, удивленно смотрели на Маугли и тыкали на него пальцами.
И когда толпа расступилась Мессуа узнала в нем своего мальчика, которого украл у нее тигр:
«- Но ты очень похож на моего Нату, и ты будешь мне сыном...»[3,с.71].
Некоторое недоразумение произошло тогда, когда надо было ложиться спать: Маугли ни за что не хотел ложиться в ловушке на пантер, - так он называл хижину, и когда хозяева заперли дверь, он выпрыгнул в окно.
Маугли пристально изучал жизнь и обычаи людей. Сначала он вынужден был надевать на себя ткань, которая ужасно мешала ему; потом ему пришлось познакомиться с деньгами, назначения которых он никак не мог понять, и, наконец, с распашкой полей, в которой он также не видел смысла. Впоследствии Маугли взяли на службу пасти буйволов.
Маугли не понимал почему люди верят рассказам лжеца Бульдео о жизни зверей.
После того, как Маугли убил Шер-Хана, люди встретили его градом камней и закричали:
«- Колдун! Волчий выродок! Чертяка из Джунглей! Прочь от нас!»[3,с.82].
В системе персонажей, для писателей неороматиків, важнейшее место занимает герой в прямом смысле незаурядная, сильная духом и телом личность, которая вступает в конфликт с окружающим ее толпой, враждебной природой, неблагоприятным стечением обстоятельств и самим роком.
Люди прогоняют его за то, что он волк, тогда как Стая прогнала его за то, что он человек. Только Мессуа не верила в то, что Маугли колдун, она любила его и Маугли это видел.
«- Нет, не будем делать крестьянам никакой беды, потому что Мессуа была добра ко мне»[3,с.83].
Люди иногда бывают жестче зверей. Они могут даже убивать себе подобных. И не потому, что это нужно чтобы не умереть, а ради наживы (расправы людей над родителями Маугли, отношение жителей поселка к самому Маугли, губительная роль золотого анкаса в жизни людей). Почему же Маугли, понимая, что мир людей ничем не лучше мир джунглей, а наоборот, зачастую более жестоким, все же возвращается к людям? Потому что место человека среди людей.
«Звери живут на Сіонійських горах. Киплинг неслучайно так их называет. В Иерусалиме на холме Сион была расположена резиденция царя Давида, в Библии Сион называется жильем бога Яхве, Царством Божьим на земле и небесах. Место, где живет Стая по законам джунглей, может представляться царством справедливости на земле. Пространство, где живут люди, отнято в джунглей, и джунгли могут легко его вернуть обратно. Одновременно до людей и зверей приходит сезон дождей, весна пора новых песен. Различия между двумя мирами ярко проявляются через соблюдение законов. В деревне, куда пришел Маугли, всем руководит жрец, который заботится не о справедливости, а о собственных интересах. Если звери ищут и находят справедливость на Скале Совета в своем пространстве, то Мессуа с мужем вынуждены обращаться к англичанам искать защиты за пределами своего села»[5,с.18].
Для Маугли мир людей предстает совсем другим, чем мир Джунглей. Он видит, что здесь есть подлость, предательство, жестокость, насилие. Люди часто убивают зверей и птиц совсем не потому, что голодны, а просто ради забавы. Иногда они даже убивают друг друга. Ум, здравый смысл часто отсутствуют в человеческом обществе. Так как Маугли вырос в атмосфере преданной, искренней любви, благородстве, поэтому все это он также пытался найти у людей. Однако он не увидел этих законов в обществе людей, которые прежде всего желают наживаться. Поэтому Маугли ушел и с этого дня начал охотиться в Джунглях со своими четырьмя братьями. Ему не хотелось ни видеть, ни слышать человека. Маугли, которого звери признали «высшим авторитетом» Джунглей, мучается в упреках совести от одиночества, от осведомление своей исключительности. Но он не остался навсегда одиноким. Прошло немало лет, он снова почувствовал себя человеком.
ВЫВОДЫ
Особенностью неоромантизма Киплинга есть очеловечивание животных. Это необходимое условие существования жанра, которая идет еще от фольклора. Литературная анималистическая фантазия добавляет к этому одухотворению единственную возможность показать мир изнутри героя. И у Киплинга это менее всего сказочная черта; в целом сказочные истоки, вопреки распространенному мнению, в его «Джунглях» почти отсутствуют. Согласно концепции, которая сложилась еще при его жизни, сказка-это сказ о волшебный мир, в котором торжествует мораль добра. Вполне очевидно, что таких сказок Киплинг не писал, а безгранично распространять пределы жанра было бы неісторично.
В описании зверей Киплингу удалось достичь такой живой выразительности, которой не знает, возможно, ни одно из человеческих лиц, изображенных в его книгах. В бесчисленном множестве Кіплінгових персонажей люди различаются именами и двумя тремя биографическими штрихами, но сразу запомнить ятовуються Мать Волчица и Отец Волк, медведь Балу и бесстрашная черная пантера Багира. Звери хранят у Киплинга достоверность своего животного вида, и, вместе с этим, каждому из них предоставлена живая, одухотворенная характерность и каждый убедительно ведет себя в соответствии с ней.
Произведение построено на острой, напряженной интриге, которая содержит в себе элементы тайны, фантастики, сверхъестественного, что есть невод емким для неороматизму.
Неоромантик Киплинг отрицал прозу «обывательской» жизни. Он воспевал мужество, подвиг, романтику приключений, обиравши фоном для своих сюжетов экзотическую стран - Индию. Его неоромантичний герой, Маугли незаурядная сильная личность, наделенная чертами «сверхчеловека», изгнанник, что противостоит общественному большинства (как животным так и людям), искатель романтики и приключений.
Киплинг нагрузил жанр приключенческого неоромантизма очень серьезными социологическими проблемами: вопросами о законе, его происхождение и роль, о конфликте, который является основой общества, о направленности воспитания. Ничего похожего не было в первых создателей этого жанра в Англии , никто из них не задумал создать модель социального мира.
Необычная фантастика, волшебные картины природы, яркая романтика подвигов мужественного человека все это присутствует в рассказах о Маугли.
Список использованной литературы
1. Зарубежная литература ХХ века. Пособие для студентов филол. фак. пед. ин-тов. Под ред. проф. З.Т.Гражданской. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977. 752с.
2. Зарубежная литература ХХ века (1871-1917):Учебник для студентов филол.фак.пед.ин-тов / Под ред.В.Н.Богословского, З.Т. Гражданской.-М.:Просвещение,1979.-351с.
3. Киплинг Р. Маугли. /Пер. с англ. В.И. Прокопчука и др. Рис. С.К. Артюшенко. / К., Веселка, 1979. 272с.
4. Киплинг Р. Рассказы; Стихотворения: Пер. с анг. / Сост.,вступление. Ст., примечательно. А. Долинина. Л.: Худож.лит., 1989.-368 с. илл.
5. Перемышлев Е. «Каменьщик был и король я...» // Киплинг Р.Книга Джунглей. Стихотворения и балладе.-М.: Олимп;ООО «Изд-во АСТ-ЛТД»,1998. - 550с.
6. Рокаш А.Н. На грани веков. Анг. л-ра кн. ХІХ нач. ХХст. Учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений:В 2т. Кам каменец-Подольский: Оіюм,2005.- т.1-732с.
7. Стриха М.Кіплінг настоящий и вымышленный / Пер. и сост. М.Стріха.- К.: Факт,2003.С.-456.
8. Храповицкая Г.Н. и др. Заруб. лит. ХХ века, 1871-1917: Хрестоматия. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. №1201 «Рус. яз. И лит.» / сост. Г.Н. Храповицкая, М.Б. Ладыгин, В.А. Луков; под ред. Н.П. Михальской, Б.П. Пуришева. М.: Просвещение, 1981.- 638с.
9. Чередник Л.А. Изучение зарубежной литературы // Веста: Издательство «Ранок», 2005.-128с.
|
|