Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечный) - в нравственном плане - нравственный принцип, в основе которого лежит убежденность в безграничных возможностях человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Уже - человечность, внимание и любовь к человеку, готовность ей помочь. В философском смысле - это исторически переменная система взглядов, постоянным компонентом которых является признание ценности человека как личности, его права на свободу, удовлетворение духовных и материальных потребностей, развитие способностей. В конкретно-историческом значении Г. - интеллектуальное течение, которое возникло в эпоху Возрождения в Италии (начало XIV в.), а потом, в XV-XVI вв., распространилась по всей Европе. Идеи Г. можно обнаружить в фольклоре, в литературе, в философских трактатах и религиозных доктринах различных народов еще с древней эпохи. В эпоху Возрождения Г. впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Черпая высокие идеи античной философии и литературы, в XIV-XVI вв. он стал мощным культурным движением. В конце XV в. появилось само слово "гуманист". Представителями Г. Возрождения были университетские ораторы, поэты, мыслители, художники (Ф.Петрарка, Данте Алигьери, Рафаэль, М.Фіціно и др.), которые преподавали курсы по античной грамматики и риторики, занимались философией, историей, этикой, делами образования, пропагандируя собственные идеалы жизни, связанные с духовным раскрепощением личности, свободой творчества. Все эти направления деятельности называли гуманистическими, то есть присущими человеку. Из раннего, нравственно-филологического или гражданского, Г. конца XIV - середины XV в. окончательно трансформируется в новую мировоззренческую систему, которая насквозь проникнута критицизмом, имеет светский характер. Главная идея Г. - актуализация через гуманистическую деятельность возможностей индивида. Г. оказал огромное влияние на тогдашнее искусство и литературу (Данте Алигьери, Дж.Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело - в Италии, Ф.Рабле - во Франции, Шекспир - в Англии, М. де Сервантес - в Испании и т.д.). Традиции Г. Возрождение продолжили известные просветители XVIII ст. (П.-А.-Д.Голь-бах, д. дидро, Ш.монтескье), немецкие неогуманісти конца XVIII ст. (В.фон Гумбольдт, Й.Вінкельман, И.-В.Гете, Ф.шиллер, И.-Г.Гердер), писатели и мыслители ХІХ-ХХ ст., В Украине самым выдающимся продолжателем идей Г. эпохи Возрождения в XVIII в. был г. сковорода (1722-94), который глубоко осмыслил место человека в мире, сущность человеческого счастья, смысл человеческого бытия, пути достижения человеком блаженства в реальной жизни, выдвинул просветительскую идею превращения труда из средства существования в первейшую жизненную потребность и высочайшее наслаждение ("Басни харьковськія", философские диалоги), отстаивал стремление личности к "сродного" труда, которая бы отвечала ее наклонностям. Вся его литературное и философское наследие - то "проповедь жизнерадостной гуманности" (И.франко). В ХІХ-ХХ вв. идеи Г. пронизывают произведения многих украинских писателей, которые с обостренным вниманием обращаются к проблемам конкретного человека и создание объективных условий реализации ее счастье (Т.Шевченко, Леся Украинка, и. Франко, м. Коцюбинский, Б.-І.Анто-нич, О.Ольжич, І.Багряний, У.Самчук и др.).