...Будешь, отче,
господствовать,
Пока живут
люди,
Пока солнце с неба
сияет,
Тебя не
забудут.
Т. Г. Шевченко
Ивану Петровичу Котляревскому суждено появиться в истории украинской
культуры на рубеже веков в эпох : начинался период колониального подданства,
крепостной неволи. Его произведения ознаменовали переход к новому типу художественного
творчества, реализма и народности, именно Котляревский в 1798 г. выходом в свет
первых трех частей «Энеиды» засвидетельствовал существование украинского народа как физического
и духовной реальности, писатель позаимствовал у Вергилия тему о приключениях Энея и
его ватаги, переодягши их в украинское народное платье, изобразил их в типичных
условиях жизни и быта XVIII ст. в Украине.
Тяжелые времена настали в Украине по уничтожении Сечи и гетманства - наступили
времена рабства, именно в это время Котляревский напомнил :
Эней был парубок
моторный
И парень хоть куда
казак...
То был как вспышка огня, что начал перебегать от
сердца к сердцу, соединяя измученных рабов в нацию. Ни греческие имена героев
«Энеиды», ни то, что Сечь назвали Троей, не ввели в заблуждение читателей - все понимали,
о чем и о ком идет речь.
Главным источником творческого вдохновения Котляревского была сама
окружающая действительность.
В образах Зевса, Юноны, Венеры, Нептуна, Эола и других богов сатирически
изображен феодально-помещичью верхушку тогдашнего общества, а самая выразительная
сатира писателя в тех картинах, где он описывает паразитическое жизни господствующих
слоев с их презрением к народу, пьянством, ссорами, интригами,
взяточничеством. Обращаясь к Энея, Сивилла говорит :
У нас хоть немного кто
смышленый,
Умеет жить по правде
сущій,
То тот, хоть с отца,
то сдерет.
Всех, «что людям льготы не давали и ставили их за скотов», автор
отправляет в ад, а все свои симпатии отдает народным массам, которым не требуется
богатство, а нужна прежде всего воля, свобода, без которой и жизнь для них
нет...
Действие поэмы часто переносится в Украину : поэт называет немало сел и городов
на Полтавщине, сопоставляет античных героев со своими современниками (Вернигора,
Мусий, Тигренко - сын трактирщика из Стехівки), обстановку действия рисует исключительно на
местном материале.
Харктерною особенностью творческого метода в «Энеиде» есть широкое реалистическое
воспроизведение тогдашнего быта, интерес представляют и немало образов, выведенных в
бытовом плане, и много сочных картин древнего быта, отражение
народных обычаев, поверий, игр, традиций.
А как умели наши предки угощать гостей! Троянцев в Карфагене подавали
«кулеш и кашу, лапшу и с подливкой индюк». Чего только не было на поминках
отца Энея (а это тоже одна из традиций украинского
народа).
Из поэмы узнаем и о том, как одевались современники Котляревского и на
праздники, и в будни...
Поэма «Энеида» была первым ростком новой украинской литературы,
образцом художественного произведения, написанного на народном
основе.