Экзистенциализм в литературе (лат. existentia - существование)-^ течение, возникшее после 1-й мировой войны, сформировалась в 30-40-е, наибольшего развития достигла в 50-60-е XX в. Источники ее содержались в трудах немецкого мыслителя XIX ст., Э.-С.К'еркегора, который впервые сформулировал антитезу "экзистенции" и "системы" (гегелівського панлогізму). Сформировалась в трудах немецких (м. хайдеггер, 1889-1976; Ясперс, .1883-1969) и французских (а. камю, 1913-60; Ж-П.Сартр» 1905-80) философов и писателей. Как система Е. внутрен-. ,ню неоднороден, его основой являются идеи феноменолога Е.Гуссерля (1859-1938) и экзистенциалиста М.Хайдеггера. Эстетическая теория близка к теории інтуїтивістів. М. хайдеггер усматривал - единственным источником художественного произведения самого художника. Писатель, по его мнению, в своем произведении выражает только себя, а не объективную реальность. Созданная им действительность стоит над ' временем и обществом, ибо раскрывает тайну бытия вообще. Искусство нельзя анализировать, интерпретировать, его нужно только переживать, потому что это - символ. Правда, которую несет произведение, всегда субъективная и индивидуальная ("Блуждание. Источник искусства", 1950), потому что реальность поддается в художественном произведении "отрицанию", она "преодолевается", подтверждая активность сознательного и подсознательного в художника. Эти положения по-разному развивают представители Е.: для Г.Марселя и К. Ясперса характерным есть нечто мистическое понимание этих постулатов,- для Ж.-П.Сартра - социально-политическое ("Экзистенциализм - это гуманизм", 1946; "Что такое литература", 1947; "Критика диалектического разума", 1960), к. Ясперс понимал искусство как обретение свободы через "социальную коммуникацию", как чувство сверхъестественного, Бога. Ж.-П,Сартр рассматривал искусство как способ формирования у человека потребностей свободы, прежде всего политической, Е, в художественных произведениях отражает настроения интеллигенции, разочарованной социальными и этическими теориями. Писатели стремятся понять истинные причины трагической неустроенности человеческой жизни, На первое место они выдвигают категории абсурда бытия, страха, отчаяния, одиночества, страдания, смерти. Для них трагическое начало:- иррациональное, повсеместное отношение человека к жизни, универсальный способ бытия человека в обществе, ибо мир - абсурден, ничто, а существование, экзистенция человека - это "бытие для смерти" как единой цели и итоге существование. Чаще всего писатели Э. применяют прием повествования от первого лица, передает слияния наратора-созерцателя и споглядуваного, шаткое место наратора в пространстве и времени, что ведет к личностной мифологизации, которой безразлично, это житейское правдоподобие, притчева аллегория. Не случайно Ж.-П.Сартр назвал писателей "кузнецами мифов", "создателями знаков". Среди писателей, которые одновременно выступают и как философы-экзистенциалисты, существует несколько течений: религиозная (г. марсель), атеистический (Ж.-П.Сартр, С.де Бовуар, А.Камю), онтологическая (М.Мерло-Понти). Кроме французской литературы (Б.Віан, а. мальро, некоторые аспекты в Ж.Ануя - "Антигона", 1942; "Жаворонок", 1952), распространен Э. в немецкой (Е.Носсак, поздний А. Döblin), английском (А.Мердок, В.Голдінг), испанском (М.де Унамуно), американской (Н.Мейлер, Дж.Болдуїн), японской (Кобо Абэ) литературах. В Украине проявился в 20-е в творчестве в. Пидмогильного (повесть "Остап Шаптала", 1921, сборник новелл "Проблема хлеба", 1927). Позже Е. поставь в прозе І.Багряного, Т.Осьмачки, Барки, В.Шевчука, в поэзии представителей "нью-йоркской группы", в лирике в. Стуса.
|
|