11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСЕЙ КОЛОМИЕЦ
Проблема отцов и детей (по пьесе А. Коломийца «Дикий ангел»)
Видимо, проблема отцов и детей начала существовать еще тогда, с тех пор как возникло общество. A в литературе неоднократно говорится о счастливой семье, отношения между родителями и детьми.
Пьеса А. Коломийца «Дикий Ангел» из тех, что интересует уже не одно поколение. Подзаголовком «Повесть о семье» автор определил главную проблему драмы. Действительно, семья - самый первый очаг нашего сообщества, в котором закладываются нравственные основы человеческой личности.
Кто же такие Ангелы? Это семья, которая живет в добротном доме, построенном своими руками. Четко прослеживается прежде всего родительская позиция: родители должны отвечать за своих детей, за честь рода.
Главный герой пьесы Платон Никитич Ангел раз и навсегда выбрал себе жизненные принципы правду и труд. Отец считал долгом передать свое трудолюбие, главные жизненные принципы детям, чтобы потом им легче жилось. Ведь кто научит и пожалеет ребенка, чужие люди? «У них своих забот полно», - говорит Платон Никитович. Поэтому и отправляет он из дома сына Павлика, студента, который женился на девушке, не посоветовавшись с родителями, не имея средств для содержания семьи. Отец твердо убежден, что парень может жениться при таких условиях: «Есть ли у тебя крыша над головой?! Сможешь прокормить, одеть жену свою? Гонись!» Говорят, что с милым рай и в шалаше. Платон Никитович имеет другое мнение: «В шалаше живут нищета, а нищета перегрызают горло любви, хоть бы оно было!» И с этим нельзя не согласиться.
Отец выгоняет сына из дома. Поступок, на мой взгляд, жестокий, но Платон Никитович в душе и сам страдает. Его радует единственная надежда, что зерна трудолюбия, порядочности, которые он посеял в парне (с трех лет Павлик помогал ему в мастерской), не дадут поэтому сбиться с правильного пути, подскажут выход из затруднительного положения.
Так оно и случилось. Павлик перевелся с дневного отделения института на вечернее, потом поехал вместе с женой на Север работать. Заработал много денег, которые дали ему возможность содержать собственную семью, и составил таким образом экзамен на зрелость.
Платон Никитович узнал, что и другой сын, Федор, нечестно повел себя в личной жизни. Он тайно встречается с замужней женщиной, прячется со своей любовью и не может решиться на решительный шаг. Ангел устраивает так, чтобы Федор, Клава и ее муж Маляр встретились наконец для решительного разговора, сказали друг другу правду, какой бы горькой она не была. В конце пьесы мы видим радостного Федора, счастливую врача Клаву, которую Ангелы приняли к своей семье. Платон Ангел не возлагает ответственности за воспитание детей на школу, милицию. Отец считает, что детям нужно дать не материальное обеспечение, а умение работать, жить самостоятельно.
Сначала дети обижаются на отца, не понимают его. И время показывает, насколько правдива отцовская наука. Старший сын Петр хочет быть похожим на своего отца, подражает даже в мелочах. Его дача - точная копия родительского дома, своего маленького сына он называет Платончиком и привлекает к работе в мастерской.
Петр занимает высокую должность. Подписывая разрешение на строительство жилого дома, он почему-то забыл подумать о том, как люди будут жить в экологически неблагополучном районе. Когда об этом узнал Платон Никитович, то очень разгневался, назвав сына «временщиком». Отец заставляет Петра написать куда следует о своей ошибке, хоть за это сыну придется отвечать: он потеряет должность, квартиру, благосостояние. Тот колеблется, но в конце концов правда и здесь берет верх.
Итак, в семье Ангелов победила родительская мудрость. Но мы видим в пьесе еще одну семью - соседа Крячко. Этот своего сына жалел, работать не учил, поэтому парень стал даже «отца за грудки хватать, пить, дебоширить. И когда Крячко спросил у Платона, что ему делать, то Ангел посоветовал соседу лечить сына трудом.
Проблема отцов и детей, очевидно, будет существовать вечно. Ведь родители, хорошо зная свои обязанности, не всегда стараются понять детей, их романтические порывы, стремление к самоутверждению.
Кроме того, старшему поколению труднее приспосабливаться к новым условиям жизни, чем молодые. А молодым тоже не всегда легко прислушаться к советам мудрых.
|
|