Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
«Ищите женщину!» (нетрадиционное объяснение образа Мотри по произведению Ивана Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»)

Не имею возражений против того, что характеры героев произведения обусловлены социальным положением общества в пореформенной деревне, когда общечеловеческие ценности и уважение к традициям начали претерпевать изменения. И эти изменения были не в лучшую сторону. Но мне бы хотелось выделить в «кайдашевій сім'ї» Ивана Нечуя-Левицкого один образ среди других, потому что, по моему мнению, этот образ является более значимым и символичным, что воплощает в себе пренебрежение народными традициями, народной этикой и народной моралью.

Перечитаймо внимательно произведение еще раз, но под таким углом зрения: кто является зачинщиком всех бытовых конфликтов? Конечно, Матрена. Кто первый сделал шаг на тропе мести во взаимоотношениях свекрови и невестки? Мотря. Кто разжег ссору, которая закончилась тотальным уничтожением горшков? Мотря. Кто затеял потасовку, которая привела к тяжелой травмы пожилой женщины (Кайдашихи)? Мотря. Кто детей натравливал, подавая плохой пример поведения? Конечно, Мотря! Какое бы событие мы не взяли, связанные с ссорами, в центре ее будет Мотря. Поэтому, по моему убеждению, образ Мотри следует рассматривать как образ-символ всего того негативного, что принесла в общество реформа. Символизм проявляется еще и в том, что на протяжении всего произведения Мотря ни разу не демонстрирует какого-то хорошего поступка. Временное затишье в отношениях имеет вид положительного поступка со стороны Мотре. Но мы, как читатели, понимаем, что это временно. Муж через некоторое время после женитьбы пытается противодействовать ей, но понимает, что все это зря и начинает воспринимать ее как какое-то обреченности, что поселилось рядом и его надо терпеть. Желание отомстить за несправедливость недолгого проживания со свекровью движет Матреной всю жизнь. Это превращается в навязчивую идею, ее не останавливает даже то, что дети часто подражают родителям в поступках, словах, взглядах на жизнь. Каким примером может быть Мотря для своих детей? Конечно, это вовсе не означает, что они станут копией своей матери, но подражания поступков матери будет приводить к многих конфликтов и недоразумений с окружающими, и им еще долго придется избавляться от плохих привычек.

Символично также и то, что под влиянием поступков Мотре даже Мелашка превращается в бранную и злую женщину. И это не совсем так. Я сказал бы иначе: она начинает разговаривать с Матреной том языке, который является понятной и доступной ей (кроме ругани, она другого языка не понимает), потому что в других ситуациях Мелашка вполне добропорядочная женщина с ранимой душой, и только то, что добавлено реформой в отношения между людьми (образ-символ Мотре) побуждает его оказывать сопротивление таким образом. Мотря без каких-либо угрызений совести переступает общепринятые правила и это шокирует окружающих, доводит до растерянности, а дальше начинается стихийный поиск борьбы с таким бедствием, как пренебрежение обычаями.

Подумаем над образом Мотри как образом-символом переходного периода различных общественных формаций. И дай Бог, чтобы это не коснулось нашего общества, потому что легко перечеркиваются правила, а новые писать - слишком сложно.