6 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Воспроизведение в народных песнях (колядках «Как еще не было начала мира», «Ой рано, рано стены липучки», «Были люди неверные») языческих верований наших предков
Среди жанров устного народного творчества наиболее распространенной является песня. Древнейшие по происхождению украинские народные песни корнями своими восходят к первобытнообщинному строю, они тесно связаны с языческими верованиями древних славян. Нашим предкам, как и всем первобытным людям, был присущ особый взгляд на мир, который им представлялся населенным различными божествами и духами. Люди верили в то, что эти боги посылают или дождь, или мороз, или погожий день, хороший урожай. А если разгневать богов - чем-то не угодить им, например не поблагодарить солнцу за хороший урожай, - то они также будут совершать зло. Поэтому люди и пытались всячески задобрить богов - пели в их честь хвалебные песни, приносили им в жертву различные травы, цветы, еду - хлеб, мясо; делали из дерева их кумиров (идолов), подобных себе, и вклонялись им. Молились наши предки перед солнцем, луной, звездами в небе. Верховным божеством они считали Солнце, поэтому наших предков часто называют «сонцепоклонниками». В древнейших своих песнях предки пытались объяснить окружающий мир, его происхождения, различные природные явления.
В украинской народной песне «Как еще не было начала мира» народ пытается, исходя из своих верований, объяснить, как был создан мир.
А на явороньку три голубушки,
Три голубушки радоньку советуют,
Радоньку советуют, как мир сновати:
- И спустимся на дно моря.
И достанем мелкого песка,
Мелкий песок посеем мы,
Там нам станет черная землица.
И получим золотой камень.
Золотой камень посеем мы.
Там нам ся станет ясно небонько,
Ясное небонько, светлое сонинько,
Светлое сонинько, ясень місячик,
Ясень місячик, ясная зарница,
Ясная зарница, мелкие звіздочки.
С научной точки зрения мы, конечно, не можем говорить, что это утверждение верное, но не можем и не залюбоваться прекрасными поэтическими образами, созданными в этой поэзии. Удивительный поэтический мир удивляет и очаровывает нас.
Очень распространенными в украинском фольклоре есть песни-колядки, которые появились еще в языческие времена и связаны с одним из главных праздников наших предков - днем зимнего солнцестояния, солнцеворота, которое называли праздником Коляды. Свя-ткували его 25 декабря. Это был самый короткий в году день, а ночь - самая длинная. Считалось, что природа в это время замирала, а солнце будто съедал Корочун - темное славянское божество. Но всесильная богиня неба Коляда в днепровских водах рождала новое солнце - маленького Божича. Язычники пытались защитить новорожденного. Для этого выполняли различные магические действия, которые и стали основой народного праздника Коляды: злого Корочуна прогоняли, а потом ходили от дома к дому, чтобы известить людей о рождении нового солнца - «ясень мир засветился», пели величальные песни - колядки, в которых превозносился хозяин и его семья, а также солнце, луну, звезды.
Вот одна из таких колядок - величальная песня хозяйки - «Ой рано, рано куры запіли». Хозяйка изображается в ней доброй, трудолюбивой, которая не ленится рано вставать и работать для всей семьи.
Ой рано, рано куроньки пилы,
Ой дай Боже!
А еще раньше хозяйка встала.
Ой ходит себе по коморонці.
И взяла себе три круги воска.
И усукала три свечи яровые.
При единственной свече личико умывала,
При второй свече личико втирала,
При третьей свече работу взяла.
Работу взяла, шитенько шила.
Такая-то хорошая и порядочная хозяйка!
В рассмотренных мною песнях есть лишь небольшая частица древнейших и прекраснейших песен и обычаев нашего народа. Но они имеют большую ценность, так как несут в себе духовное богатство нашего народа, его мировоззрение, фантазию и красоту чувств. Я и дальше с увлечением буду изучать устное творчество народа, которая является неисчерпаемым кладезем знаний о прошлом нашего народа, его верования, стремления, надежды на лучшую судьбу.
|
|