8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Воспроизведение героической и трагической истории Украины и борьбы запорожского казачества за свободу и независимость в народных песнях и думах
О наши битвы на бумаге голо
Лишь в песнях огонь тот пышет...
Лина Костенко
История Украины...
Это войны и восстания, это слезы и победы, это «тихие воды, ясные зори» и буруны возле Днепровских порогов, это несокрушимость Байды и крылатые казацкие «чайки» среди волн разбушевавшегося моря, буйные веселье на Сечи после побед и плач пленниц в неволе, это ненависть и любовь, верность и измена - это все, чем живет человек, чем живет народ, живет весь мир.
Слушаю звон бандуры или кобзы, слушаю песни-думы моей Украины - и перед глазами встают картины.
Спокойно колеблется ковыль в степи, и вдруг - пыль, крики, свист татарского аркана. Пылают хаты, слышать стоны, вопли...
Не раз такое случалось в Украине. Тогда на защиту своего края выступали казаки. Об этом - в песнях и думах:
Бились с утра козаченьки
В ночи глухой.
Казаков легло немало,
А татар - втрое...
(«Ой, Морозе, Морозенку»)
Вот стоит он перед нашими глазами, как величественный памятник казацкому героизма, людям, которые способны погибнуть за родной край. Стоит на Саур-могиле с раной в груди (враги в него «живьем сердце вырывали») и прощаетесь с Украиной.
И не только турки и татары лезли на плодородные украинские земли, как саранча, приходили и польские магнаты. И вновь на борьбу вставали лидарі-казаки. Перебей-нос «лядськую славу загнал под лавку». Богдан Хмельницкий... Посмотрим:
Эй, поехал Хмельницкий из Желтого брода.
Эй, не один лях лежит головой в воду.
(«Эй, не тот то хмель»)
И были и поражения. И царили в Украине польские и литовские поработители. Тогда казаки становились гайдамаками, брали в руки освященные ножи.
Ой вы, ляшки, и недовірки,
Нечего же господствовать,
Эй, недалеко идет Гонта,
Даст он вам о себе знать.
(«Ой наварили ляхи пива)
Рядом с ним - его ближайший друг Максим Зализняк. Так Максим Зализняк
С господами дрался
И за то он славы
Гарной приобщился.
(«Максим казак Железняк»)
Веками шла борьба. В народных песнях мы находим метафорические картины:
Черная пашня вспахана
И усеяна пулями, гей, гей!
(«Черная пашня зарина»)
Кто же оборонить эту землю? Кто станет на ее защиту? Казацкие рыцари - более никто. Люди, что больше всего в мире любят Украину, готовы за нее жизнь отдать, даже после смерти хотели бы остаться в ее памяти. Никакие пытки не могут заставить казака предать жидкую землю и веру христианскую. В Царьграде висит «за крюк ребром задет» Байда и стреляет у турецкого царя. «Вот тебе,царь, за Байдину казнь», - заканчивает «Песню про Байду» седой кобзарь.
А вот закованный в кандалы раб Самойло Кошка говорит ляху Бутурлаку:
Хоть ты им дождался,
Чтобы я веру христианскую под ноге топтал!
(«Самойло Кошка»)
А когда и случалось измена, то она безжалостно каралось. Как когда-то Тарас Бульба, дает благословение на наказание своего сына Саввы старый героический казак Чалый («Ой был в Сечи старый казак»).
Героически погибает в Варшаве посажен на кол Гордей Чурай («Орляку Чураю»), отважно воюет казак Нечай («Ой, из-за горы высокой»). Воспевают песни и думы героизм и рыцарство известных исторических лиц: Кривоноса, Богуна, Хмельницкого, Супруна, Сера, Палия и других - и малоизвестных казаков.
И почти всегда это «вольные птицы», для которых «степь широкая»- «сват», «сабля и люлька -- вся семья, сивый конек» - «брат» («Там Де Ятрань круто вьется»). Такой и казак Голота, полем гуляет «ни города, ни села не занимает», но не коварство татарина дает достойный отпор. Как мифический Антей, он черпает силы в родной земле.
Казаки умели и пить-гулять, и воевать. Жили по принципу: «как бить, то бить, как пить, так пить». И порой безрассудными бывали, как казак Нечай,
...поставил...
Три страже в городе,
А сам пошел к кумоньки
Щуку-рыбу есть.
Однако, прежде всего, все же было дело, ради этого расставались и с матерью, и с женщиной. Но и теплоты душевной не лишены эти беспощадные к врагам рыцари. Вот как трогательно прощается с земляками казак, что едет с Украины («Ой гай, мати»):
Виїжджавши, шапку сняв,
Низко поклонился:
«Ой прощайте, слобожане,
Может с кем ссорился».
...Задумываюсь над судьбой Украины и ее рыцарей. Закрываю глаза и снова вижу небо, яркие звезды, Днепровские пороги, очага... Раздается сочный, глубокий, какой-то величественный голос седого кобзаря:
Эй, господин Хмельницкий, Богдане-Зиновию,
Наш батю, полковник чигиринский.
Дай, Господи, чтобы мы с твоей головы пили и гуляли,
А неприятеля под ноги топтали!
(«Хмельницкий и Барабаш»)
Поет кобзарь и о войско Запорожское, что «как мак процветает», но, к сожалению, и о том, как Сечь разрушали. Думаю: это же и мои предки, какая-то капелька их крови и в моих жилах. И повторяю стихи Василия Симоненко:
Вы, незаконнорожденные дети палачей озверевших,
Не забывайте, уроды, нигде:
Народ мой есть!
В его горячих жилах
Казацкая кровь пульсирует и гудит.
|
|