Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Воспроизведение героической и трагической истории Украины и борьбы запорожского казачества за свободу и независимость в народных песнях и думах

О наши битвы на бумаге голо

Лишь в песнях огонь тот пышет...

Лина Костенко

История Украины...

Это войны и восстания, это слезы и победы, это «тихие воды, ясные зори» и буруны возле Днепровских порогов, это несокрушимость Байды и крылатые казацкие «чайки» среди волн разбушевавшегося моря, буйные веселье на Сечи после побед и плач пленниц в неволе, это ненависть и любовь, верность и измена - это все, чем живет человек, чем живет народ, живет весь мир.

Слушаю звон бандуры или кобзы, слушаю песни-думы моей Украины - и перед глазами встают картины.

Спокойно колеблется ковыль в степи, и вдруг - пыль, крики, свист татарского аркана. Пылают хаты, слышать стоны, вопли...

Не раз такое случалось в Украине. Тогда на защиту своего края выступали казаки. Об этом - в песнях и думах:

Бились с утра козаченьки

В ночи глухой.

Казаков легло немало,

А татар - втрое...

(«Ой, Морозе, Морозенку»)

Вот стоит он перед нашими глазами, как величественный памятник казацкому героизма, людям, которые способны погибнуть за родной край. Стоит на Саур-могиле с раной в груди (враги в него «живьем сердце вырывали») и прощаетесь с Украиной.

И не только турки и татары лезли на плодородные украинские земли, как саранча, приходили и польские магнаты. И вновь на борьбу вставали лидарі-казаки. Перебей-нос «лядськую славу загнал под лавку». Богдан Хмельницкий... Посмотрим:

Эй, поехал Хмельницкий из Желтого брода.

Эй, не один лях лежит головой в воду.

(«Эй, не тот то хмель»)

И были и поражения. И царили в Украине польские и литовские поработители. Тогда казаки становились гайдамаками, брали в руки освященные ножи.

Ой вы, ляшки, и недовірки,

Нечего же господствовать,

Эй, недалеко идет Гонта,

Даст он вам о себе знать.

(«Ой наварили ляхи пива)

Рядом с ним - его ближайший друг Максим Зализняк. Так Максим Зализняк

С господами дрался

И за то он славы

Гарной приобщился.

(«Максим казак Железняк»)

Веками шла борьба. В народных песнях мы находим метафорические картины:

Черная пашня вспахана

И усеяна пулями, гей, гей!

(«Черная пашня зарина»)

Кто же оборонить эту землю? Кто станет на ее защиту? Казацкие рыцари - более никто. Люди, что больше всего в мире любят Украину, готовы за нее жизнь отдать, даже после смерти хотели бы остаться в ее памяти. Никакие пытки не могут заставить казака предать жидкую землю и веру христианскую. В Царьграде висит «за крюк ребром задет» Байда и стреляет у турецкого царя. «Вот тебе,царь, за Байдину казнь», - заканчивает «Песню про Байду» седой кобзарь.

А вот закованный в кандалы раб Самойло Кошка говорит ляху Бутурлаку:

Хоть ты им дождался,

Чтобы я веру христианскую под ноге топтал!

(«Самойло Кошка»)

А когда и случалось измена, то она безжалостно каралось. Как когда-то Тарас Бульба, дает благословение на наказание своего сына Саввы старый героический казак Чалый («Ой был в Сечи старый казак»).

Героически погибает в Варшаве посажен на кол Гордей Чурай («Орляку Чураю»), отважно воюет казак Нечай («Ой, из-за горы высокой»). Воспевают песни и думы героизм и рыцарство известных исторических лиц: Кривоноса, Богуна, Хмельницкого, Супруна, Сера, Палия и других - и малоизвестных казаков.

И почти всегда это «вольные птицы», для которых «степь широкая»- «сват», «сабля и люлька -- вся семья, сивый конек» - «брат» («Там Де Ятрань круто вьется»). Такой и казак Голота, полем гуляет «ни города, ни села не занимает», но не коварство татарина дает достойный отпор. Как мифический Антей, он черпает силы в родной земле.

Казаки умели и пить-гулять, и воевать. Жили по принципу: «как бить, то бить, как пить, так пить». И порой безрассудными бывали, как казак Нечай,

...поставил...

Три страже в городе,

А сам пошел к кумоньки

Щуку-рыбу есть.

Однако, прежде всего, все же было дело, ради этого расставались и с матерью, и с женщиной. Но и теплоты душевной не лишены эти беспощадные к врагам рыцари. Вот как трогательно прощается с земляками казак, что едет с Украины («Ой гай, мати»):

Виїжджавши, шапку сняв,

Низко поклонился:

«Ой прощайте, слобожане,

Может с кем ссорился».

...Задумываюсь над судьбой Украины и ее рыцарей. Закрываю глаза и снова вижу небо, яркие звезды, Днепровские пороги, очага... Раздается сочный, глубокий, какой-то величественный голос седого кобзаря:

Эй, господин Хмельницкий, Богдане-Зиновию,

Наш батю, полковник чигиринский.

Дай, Господи, чтобы мы с твоей головы пили и гуляли,

А неприятеля под ноги топтали!

(«Хмельницкий и Барабаш»)

Поет кобзарь и о войско Запорожское, что «как мак процветает», но, к сожалению, и о том, как Сечь разрушали. Думаю: это же и мои предки, какая-то капелька их крови и в моих жилах. И повторяю стихи Василия Симоненко:

Вы, незаконнорожденные дети палачей озверевших,

Не забывайте, уроды, нигде:

Народ мой есть!

В его горячих жилах

Казацкая кровь пульсирует и гудит.