Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Образ Воздвиженского в романе И. Нечуя-Левицкого «Облака»

Отсутствие авторской симпатии к образу Воздвиженского чувствуется уже в его портрете. Он один «выше всех целой головой» был «поводатарем» Тульских студентов - «...большой, как обелиск», румяный, его «полные щеки были здоровы как-то по-деревенски». Он имел «жилистые руки, крепкие плечи и шею и походил на торговца-коробейника».

Портрет выписан индивидуализировано, в духе натуральной школы. Автор как будто подчеркивая на фоне его физического мочи духовную немощь, не подает широкого и объемного портрета героя, как делает это с Дашковичем. Но портрет Воздвиженского подается перед портретом Дашковича. Структурируя именно такую их последовательность, автор словно подчеркивает, что, несмотря на свою личностную ущербность, Воздвиженский как представитель великого и «старшего братского» российского народа будет иметь преимущества в скорости осуществления собственной карьеры, построения своего благополучия, ибо все сливки общественной жизни собирали в Украине именно россияне. Достаточно для этого вспомнить хотя бы роскошные покои митрополита, который, кстати, тоже приехал из России, где стояли большие кресла, крытые, малиновым бархатом, с золотыми спинками, с парчевими кистями, где лежали ковры на несколько саженей, затканные великолепными цветками и кистями. Глядя на такие роскоши всем тульским студентам захотелось стать киевскими митрополитами. Но заботиться такие чужеземные митрополиты не о благосостоянии народа, за счет которого они собираются жить, а за собственное благополучие. Таким был и Воздвиженский.

Жажда теплого места и сытой жизни обусловили его поведение и поступки во время обучения в Киевской духовной академии. Воздвиженский - человек аморальный. Он без ущемления совести манипулирует людьми. Чтобы остаться в Киеве и на хорошей должности он начинает ухаживать, для отвода глаз, чтобы обмануть ректора, к дочери протоиерея, ибо «он был земляк и товарищ ректоров по школам». Однако, на самом деле «женится там не думал, потому что протоиерей был небогат».

Воздвиженском было безразлично, что он сломал ради собственной выгоды судьбу невинной девушки, что люди даже на его свадьбе с Мартой говорили, что он девичий предатель, что одну будто любил, а вторую взял в жены из-за жажды к приданому. Этот бездарь хитростью добился успешного окончания академии и должности профессора, а потом выгодно женился на дочери Сухобруса.

Ему чужды интересы науки и воспитания молодежи. Преподавательская работа для него - лишь средство занять заметное положение в обществе. «Воздвиженский не любил науки, не уважал ее, имел ее только за способ проложить себе дорогу в жизни и как можно извлечь из нее за это денег, еды, напитков и всякого добра!». В своих лекциях он десятками лет не менял ничего, однако, не понимая, что он преподает, не мог запомнить ни слова и читал из пожелтевших промаслених завтраками бумажек. Студенты не любили лекций Воздвиженского, а чтобы не была аудитория совсем пустой, они ходили к нему на занятия по очереди.

Непрофессионализм лектора, однако, не стала помехой для ректорской ласки, который допустил своего земляка-любимца к университетской казны.

Воздвиженском были чужды интересы народа, на земле которого он живет и за счет труда которого существует. Он ненавидит язык и готов даже сжечь книжку с украинскими песнями. Такое отношение к книге абсолютно противоречит сущности ученого интеллигентного человека. Воздвиженском даже чужая и работа, которую он выполняет. Он уверен, что россиянин на порабощенной Украине и без чрезмерного затрачення усилий создаст себе блестящую карьеру, чтобы только изучил искусство підлабузнення до высшего руководства, которое тоже происходило с россиян, поэтому лекции читал при полном безразличии аудитории, а намерения Дашковича изучать народ, его язык и культуру вызывали у него только саркастический смех.

Итак, Воздвиженский ищет в науке материальной выгоды, выполняет работу только в тех пределах, которые необходимы для жизни, книжками не интересуется никакими, ни философскими, ни славянофильскими, ни даже московскими, а украинские он просто ненавидит. Его ненависть ко всему украинскому вылилась именно в акте сожжения книги с украинскими песнями. В этой сцене воплощена шовинистическая политика российского правительства в Украину. Уничтожение всего украинского продолжалось уже в Советском Союзе, но с большим размахом, чем у Воздвиженского. Агент большевистского кадебе Погружальский в 1965 г. поджег уже не одну книгу, а всю Центральную научную библиотеку Украинской Академии наук в Киеве.

Воздвиженский, как настоящий великоросс, признает и уважает только силу, которую на остриях штыков несет москаль.

В романе И. Нечуй-Левицкого «Облака» в образе Воздвиженского изображен украинскую интеллигенцию, которая живет в Украине, но не видит в ней своей Родины, не проникается к ней патриотической любовью.