Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Ольга Кобылянская - тонкий знаток человеческой души. Раскрыть на материале изученного произведения.

Ольга Кобылянская - это писательница глубоких душевных переживаний, напряженной мысли, лирических настроений. Она выступила как поэт-новатор. По наблюдению Д. Павлычко, читатель и сегодня приходит к ее произведений "по эстетическое наслаждение и знание женского характера, ведь она создала целую энциклопедию женской души". Глубину страданий мыслящей девушки Елены писательница передала в повести "Человек". В повести "Царевна" впервые в украинской прозе интимная тема раскрывалась "не на интригах и любовных приключениях, а на психическом анализе обыденной жизни" (И. Франко). Углубление в психику героев наблюдаем в таких произведениях писательницы, как "Природа", "Некультурная", "Меланхолический вальс". Многочисленные рассказы, этюды, новеллы Ольги Кобылянской - это, по ее выражению, "капли" крови. Писательница "плакала стихами в прозе".
Глубокое изображение психологии человека-труженика, жизнь которого невідривне от его кормилицы-земли, имеем в повести "Земля" (1902). Через собственное сердце пропускает Ольга Кобылянская боли, терпения, надежды земледельца. Ужас трагедии поражает прежде всего потому, что произошла она в семье добрых, трудолюбивых, рядом-них хозяев. Ивоника Федорчук - отец Михаила и Саввы - честный и працьо-витая хозяин, неусыпными трудами с женой Марийкой собрал четыре гектара земли, которую хочет передать сыновьям. "Как я когда-запру глаза, то хочу чтобы моя земля перешла в робучі руки. Я ее не украл и не приобрел обманом. Я и моя Маша - мы оба заработали ее, этими нашими руками дороблялися ее... Она подплыла нашей кровью и нашим потом". Земля для Івоніки - живое существо, он мысленно разговаривает с ней. Старший сын Івоніки Михаил - его гордость и надежда. "Во всех селах вокруг нет ему пары - такой добрый", - говорит о нем пожилая крестьянка Евдокия. Так же привязана к земле его жена Марийка. Отказывая младшего сына от его поведения, мать говорит, сколько труда вложено в землю: "Лишь Бог один знает, как я не раз с голода скавулила! Но зложеного крейцарка мы не соприкасались. Чтобы я раз булочку себе купила, то и то нет!" Писательница мастерски воспроизводит диалектику человеческой души: когда родители узнали о смерти Михаила, горе изменило их, желание мести и ненависть к убийце охватило их. Но Савва-теперь их единственный сын. Ивоника молниеносно хватает
и прячет пулю, выпавшую из тела Михаила во время экспертизы, потому что по ней можно опознать убийцу. Савва - вбівца.
Тоскуя по сыну, Ивоника снова вспоминает силу и власть земли: "Не для тебя, сынок, была она, а ты для нее! Ты ходил по ней, лелеял ее, а как вырос и стал годен, она создала пасть и забрала тебя". И когда Маша начала ходить по гадалкам, кто же убийца Михаила, Ивоника второй раз ударил ее, хотя до гибели сына и не кивнул пальцем на свою женщину".
Не одинаковыми выросли их сыновья - Михаил и Савва. Михаил - трудолюбивый юноша, который любит и уважает родителей, умеет и хочет работать. Он как старший сын должен был идти в армию. Это настоящая большая драма, которую тяжело переживали родители и он сам.
Михаил любит землю, труд на ней, но человек для него - дороже. Полюбив бедную служанку Анну, он готов отказаться от своей доли земли, если родители, которые мечтают о богатую невестку, не согласятся на их брак. Но счастливым Михаил чувствовал бы себя с Анной, хазяйнуючи на отцовской земле.
Писательница глубоко проникает в психологию Саввы, который не любит земли. Он целины днями бродит лесами и лугами с ружьем. Убить птицу или мелкую живность было для него удовольствием. Жестокий и ленивый, он привык к крови, и она не страшила его. Савина привязанность к двоюродной сестры, цыганки Рахіри, вороватой и ленивой, - это тоже патологический связь, основанный на грехе и зле. Рахира потихоньку призвичаювала его к мысли, что только он один должен владеть отцовской землей, ибо "что значит человек без земли?". Она заклинает его, гадает, чародіє: "Тебе їаае земля через меня... Ты будешь богач, Саво, и будешь моим богатым хозяином". Савва вызревает на братовбивцю. Он женится Рахірою, но все это не дало ему ни счастья, ни покоя.
Ольга Кобылянская с исключительной силой психологизма передает любовь украинского земледельца к земле и виболене протяжении многих поколений отношение украинского крестьянства к службе в армиях чужих ему государств. В "Земле" всесторонне раскрыт характер самого процесса мышления земледельца. В этом произведении впервые было освещено его нелегкой жизни в триедином измерении: социаль-ном, национальном и психологическом. М. Коцюбинский писал автору: "Я просто очарован Вашей повести - все, и природа, и люди, и психология их - все это делает... сильное впечатление".