Антистрофа (греч. antistrophe, от anti - против и strophe - строфа) - в античной хоровой лирике - четная строфа, что по своей метрической структуре соответствовала нечетной; они часто перемежались или замыкались еподами - собственно частью хоровой партии, наделенным отличным ритмом. Такую триаду ввел в греческой трагедии и лирики Стесіхор на рубеже VII-VI вв. до н.э., модернизировав поэтическую традицию Алкмана из Сард (VII в.до н.э.), автора гимнов, пеонів, гіперхем и песен к девичьих хоров-парфеніїв. А. сопроводила движение хора на сцене античного театра слева направо, до солнечного восхода, тогда как действия, связанные со строфой, происходили наоборот. Широко использовалась эта форма в драмах Эсхила ("Прометей прикованный"), Софокла ("Электра", "Царь Эдип") и др. Деление на строфы и А. не часто наблюдается в украинской поэзии, как, например, в незаконченной драматической поэме Леси Украинки "Ифигения в Тавриде", в цикле "Псалмы" П.Карманського и др., поэтому особым событием следует считать сборник п. тычины "Вместо сонетов и октав", композиционно розбудовану по принципу строфы и А. (конечно, без еподів).
|
|