8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Владимир Дрозд
Как я понимаю образ белого коня Шептала? (по рассказу В. Дрозда «Белый конь Шептало»)
Ты знаешь, что ты человек?
Ты знаешь об этом или нет?
В. Симоненко
Индивид... Личность... Индивидуальность...
Когда-то русский писатель М. Горький писал: «Человек - это звучит гордо». Так, если человек - принципиальная, имеет свои ценности, понимается в добродетелях, избранной тропой по бескрайним просторам земли. Поэтому-то земля и 4юме-режена тропам человеческих судеб, которые тянутся до горизонта и сливаются с небом. Вспомним народа мудрость: Человек - • кузнец своего счастья. Отсюда - смысл жизни и избранные пути - это результат выбора?! Волевая, целеустремленная фигура уверенной поступью идет к определенной цели, достигает успехов в жизни, приобретает признание - и в этом ее счастье.
Каждый ли из нас способен так строить жизнь, чтобы оставить определенный след на земле? Всегда личность, индивидуальность действует так, как подсказывает ему душа, сердце? Чем объяснить тот феномен, когда казалось бы сильная натура, но уклоняется, изменяет своим идеалам, теряет свое личное «я»?
Эти и другие вопросы бунтовали мою детскую головку после прочтения рассказа В. Дрозда «Белый конь Шептало».
Главные герои повествования - белый конь (аллегорический образ), Степан, «маленький человечек, даже не белый, а какой-то «землисто-серый, с мелкими корявыми ручиськами. С целью более осмысленного проникновения в образ выясняю сущность понятия «аллегория». Аллегория - воспроизведение человеческих характеров и взаимоотношений в образах животных, предметов и явлений природы. Оценка изображаемого в аллегории выступает значительно отчетливее, чем при использовании, например, эпитетов или метафор. Поэтому образ белого коня олицетворяет в себе личность достойную уважения. На него можно положиться, он молодой, красивый, гордый. Не раз на это обращали внимание я внимание и Степан: конь имел густую гриву, стройные ноги, которые всегда шли уверенной походкой; особенно поражала шея - в ее крутому вишни усматривалась независимость. Степан радовался тем, что белый конь горделиво мог гнать к водопою серых, вороных и гнедых. Когда же произошел перелом?
Есть в рассказе впечатляющие эпизоды. Вот один из них. Босоногий мальчишка своими цепкими руками пригнул голову белого коня и властно потянул на себя. Шептало сначала ступил несколько шагов и вдруг болезненно ощутил неволю. Мальчишеское «ка-ка», высокомерный снисходительный ощупь раздражали Шептала - его передернуло, с неслыханной силой он шарпонувся, вырвал конец повода, чудо поднялся на задние ноги», его глаза стреляли в этот миг страшными кровавыми искрами. Конь - олицетворение отважного, отчаянного человека, который не хочет мириться с унижением человеческого достоинства, его душа протестует, она требует уважения к себе. «Шептало легко опустился и помчался через гусиную область в луговую синь». На мой взгляд, «луговая синь» - это символ пространства, бесконечности... и воли».
В. Дрозд придает образу еще и символическое звучание. Вот он (конь) на лугу, круг него - сочная трава как символ свободы. И воля пахла «живой вільгістю», «крепким настоем луговых трав и молодого сена». Не было насилия. Конь отбивал четкий ритм, он бежал так, будто догонял самого себя, «рассыпая по крутой шее густую белую гриву». Некошенная трава стелилась под его ногами, мокрые полевицы щекотали грудь, а темно-зеленым волнам, дается, не было конца. Радость пьянила: он был один-одинешенек, а вокруг - молчаливая трава. Вот конь заржал, потому что не было сил сдержать свои буйные эмоции.
В эти волны Шептало «чувствовал себя так близко и полно со стихией, течению».
Значительную роль в рассказе играют пейзажи. Описания имеют различные функции, однако большинство из них соответствует настроениям героев.
Искупавшись в заливе, Шептало почувствовал себя таки сильным, как никогда. Он снова заржал, но теперь уже грозно, и пошел напиться... А в душе читателя зрело какое-то предчувствие: начинал понимать, что должно что-то случиться. Описания природы усиливают эмоциональность и динамику действия: небо напнулося, треснуло пополам. Шептало увидел себя в водянім зеркале Он был такой белый, что аж глаза щемило от той белизны... Пошел дождь. Конь от бременем воспоминаний уже не шел, он бровей. Что-то камнем ложилось на грудь. Да, он белый конь, потомок цирковых арен... Но Степан хльоскає его кнутом, потому что он уже давно не белый. И снова пейзаж, усиленный глагольными формами: белый конь отпрянул, в зарослях стало темно, мокро и сиротливо... Ему захотелось услышать Степанов голос... Он упрекал себя за то, что потерял гордость, но его влекло села и... властная Степанова рука. А еще он ке хотел белым появляться перед других лошадей... То только хуже сделаешь себе. Шептало приходит к выводу, что в этой жизни, в среде, к которой он уже привык, лучше оставаться «сереньким и покорным». Конь знал свое белье, «а о чужой глаз лучше остаться прежним», он хлюпнувся в лужу и покатился по дорожке». Вот теперь стал таким, как все!
Рассказ «Белый конь Шептало» имеет глубокий философский подтекст: даже сильная личность под влиянием окружающих обстоятельств часто теряет свою индивидуальность, обезличивается и начинает действовать, как все. Сегодня, когда на полках книжных магазинов лежат книги с нескрываемым осуждением системы повествования В. Дрозда приобретает актуальность. Сильный человек настоящего (имеем в виду украинскую интеллигенцию, которая бунтует против современного хаоса, ей кажется вкус свободы (например, свобода слова!), но она и страшится ее, потому что не знает, как действовать. Символично звучат последние строки произведения: «Под утро конь возвращается в стадо, просовывает голову между жердей изгороди и дремлет, утомленный бестолковой болтовней».
|
|