Сочинение
РАССТРЕЛЯННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
К сегодняшней независимости, которую завоевал себе наш народ, лежал долгий путь длиной почти три с половиной века - со времени Переяславской Рады. После подписания договора с Россией перед Украиной возникли проблемы, предопределили ее дальнейшую судьбу. Казалось бы, украинский народ избавился от тирании польской шляхты. Но зато встал иго московское. Российский царизм, осознавая массовое пробуждение украинского народа к государственной жизни, всякими средствами пытался сдержать его развитие, отправляя в тюрьмы, доводя на ссылку лучших сынов украинской элиты. Десять лет лучшего для творчества жизни провел в пустынях Азии гений украинского народа Тарас Шевченко, за свою деятельность были наказаны лишением свободы Пантелеймон Кулиш, Николай Костомаров, Иван Карпенко-Карый, Степан Васильченко, Архип Тесленко и другие писатели. Всю свою жизнь провел в ссылке и в тюрьмах и умер в далекой Сибири Павел Грабовский. После провозглашения валуевского указа (1863 г.) российским правительством преследовался фактически каждый украинский писатель. Понимая руйнівничий влияние союза Украины с Россией, Т. Г. Шевченко писал в поэме «Кавказ»:
У нас же и свита, как на то -
Одна Сибирь неісходима,
А тюрьме А мора... Что и считает!
Вот молдаванина до финна
На всех языках все молчит,
Ибо благоденствует!
Но крупнейших и жесточайших преследований понесла украинская литература после прихода к власти большевиков. Сотни писателей погибали на Соловках, в Сибири, были расстреляны. Первыми жертвами большевистского террора на Украине стали представители литературы, талант которых расцвел на волне национального возрождения двадцатых годов. К ним относятся Лесь Курбас, Николай Кулиш, Григорий Косынка, Евгений Плуж-ник и много других.
ЕВГЕНИЙ ПЛУЖНИК
Евгений Плужник - единственный среди украинских поэтов, ликвидированных в сталинских лагерях, чье место захоронения было известно засланцям: (Половецкий остров. (О могилы других ничего не знаем.)
Свое формирование будущий поэт Евгений Плужник (1898-1936) начинает в 1924 рп когда вместе с Г. Косынкой, В. Пидмогильным и Бы. Антоненко-Давидовичем организует литературную группу «Звено», что за два года была переименована в МАРС. Первая сборка Есть. Плужника «Дни» (1926) привлекала искренностью, умением завладеть чувствами читателя. Второй сборник» «Ранняя осень» (1927), поставила ее автора в ряды передовых поэтов. Высоко оценил сборник Максим Рыльский, поздравила украинская интеллигенция. Присущ Плужнику импрессионизм обогатился здесь элементами украинского классицизма. Изящество слова, эстетизм, образность обозначают всю сборку. Простыми, но четкими и выразительными словами автор показал трагедию нашей освободительной борьбы: украинцы не смогли отстоять свою государственность, поскольку на ее защиту шли единицы, много осталось равнодушными.
Во всей своей конкретности эта трагедия возникает из стихотворения «Косивши дядя на опушке рожь...»:
Косивши дядя на опушке рожь,
В желтый череп косу зазубрившим...
Кого и за что здесь было забито.
Кто и для кого возраст свой потерял.
Ему безразлично.» Здесь, на месте боя.
Такое дородные жито густое,
А что на навоз кто-то жертвовал собой, -
Пустое...
Косарь схиливсь над вещью дорогой -
Косой серебряной, что череп пощербив,
И, череп тот отбросив ногой, -
Разбросало вас! - проговорил.
Евгений Плужник - один из крупнейших представителей высокого искусства украинской поэзии, возможно, лучший нади поэт-импрессионист, богатый на эмоции, сжатые в слове. В поисках душевного равновесия, гармонии жизни, «меры явлений и событий» поэт вызревает как личность со своеобразной, неповторимой философией бытия. Свидетельством этому - стихи из последнего сборника «Равновесие», которая была закончена перед арестом...
Арестовывают и приговаривают к расстрелу Евгения Плужника где-то в конце 1934 г. Затем расстрел заменяют ссылкой на Соловки, поскольку было известно, что поэт всю жизнь страдал чахоткой, так и так скоро умрет. Действительно, совершенно изнуренный болезнью, Евгений Плужник умирает в ссылке 2 февраля 1936 г. Цель такой расправы над поэтом была очевидна - уничтожить автора шедевров украинской литературы, сдержать ее новый расцвет.
Не все произведения Евгения Плужника опубликованы. Среди них стихотворная пьеса «Вредители», роман «Недуг», драматические произведения «Профессор Сухорат», «Во дворе в предместье», заключенный в соавтору. Пидмогильным словарь «Фразеология украинского языка». Но и то, что увидело свет, волнует и восхищает своей мудростью, лиризмом, силой поэтического таланта....
Мечты от сердца отсек, - Может и поэты лишь те.
Корень истощают виты. Что за юношества уже седые...
„Мало прожить жизнь - „Мечты мои золотые.
Надо жизнь понять. Мечты мои несчастные!
Суди меня судом твоим суровым.
Современнику! - Потомки нелицеприятные
Простят мне и ошибки, и сомнения,
И поздний печаль, и радость преждевременной, -
им будет говорить моя спокойная искренность.
Много украинских авторов произведений, покоятся в тайных массовых могилах, которые появились накануне войны 1941 г. в Виннице, вблизи Киева в Быковне, возле Харькова. Как свидетельствуют очевидцы в своих воспоминаниях, вблизи Соловецкого острова затопили баржу, наполненную заключенными, среди которых было много украинских писателей...
Некоторых писателей (среди них Остап Вишня) было спасено в 1942 г., когда нужными стали пропагандисты,' которые пробуждали бы у людей гордость и национальное сознание в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Увольняли кого-то из лагерей, разрешено даже было писать «любите Украину», чем воспользовался Владимир Сосюра, а Максим Рыльский создал патриотические «Слово о родной матери» и «Жажду». Но уже 11 декабря 1947 г. в «Литературной газете» Г. Рыльский был вынужден по требованию самого Л. Кагановича каяться в своей статье «О националистические ошибки в моей литературной работе». Такое же раскаяние заставили сделать в той же газете и Юрия Яновского 1 апреля 1948 г. Опять началось исключение из Союза писателей, физическое уничтожение украинской элиты, изъятие из библиотек книг талантливых авторов. Имена репрессированных писались в прессе с маленькой буквы, во множественном числе, сопровождались словами «предатели», «головорезы», «буржуазные националисты».
Потери украинской литературы большие. Но «как река покрыта льдом, живет своей жизнью, держась течения, так наше писательство не умирало под различными правительственными препятствиями, боролось с упрямством за свое существование» (Яр Славутич).
Возрождение национального сознания предвещала творчество поэтов-шестидесятников (Лина Костенко, М. Винграновский, И. Драч, Б. Олейник). Они влияли на общественное мнение, обличая лицемерие, фальшь, пробуждая национальное достоинство украинцев:
. Украина! Тебя я терпеть не могу,
Я ненавижу тебя всеми чувствами,
Когда ты примитивна и на лубок похоже,
Когда мысли на лбу у тебя нет.
(В. Симоненко)
Правозащитники и поэты В. Стус, В. Марченко ...да разве всех можно назвать... Автор первого в мире мартиролога украинской литературы, который был напечатан в 1955 г. в Детройте (США), доктор Яр Славутич составил тогда список около 200 поэтов, писателей и литературоведов, расстрелянных в тюрьмах, замученных на каторжной работы в массовых лагерях смерти. Позже, уже в эпоху независимости Украины, этот список увеличен более чем вдвое: количество жертв на сегодня определена цифрой 481. Среди них - и те, кого уничтожен во времена сталинщины, и те, кто погиб от рук немецко-фашистских захватчиков. Наиболее известны для современников имена поэтов Елены Телиги и Олега Ольжича.
ЕЛЕНА ТЕЛИГА
Родилась 21 ноября 1907 года в Петербурге, в семье Ивана Шовгенєва, специалиста в области гидротехники, позже профессора Киевского политехнического института. В детские годы Елена разговаривала только на русском языке, училась французской. Знакомство с украинской произошло тогда, когда она стала студенткой Украинского педагогического института им. М. Драгоманова, что находился в Словакии (1923 г. ночью вместе с матерью они перешли советско-польскую границу и вскоре оказались в Подебрадах, где преподавал ее отец). 1927 г. Елена выходит замуж за Михаила Тєлігу, выходца с Кубани, который окончательно привлекает ее внимание и любовь к украинству. Первые стихи и публицистические статьи Елены Телиги приходятся на то время, когда она вместе с мужем переезжает в Варшаву и погружается в кипучая литературная жизнь среди украинских эмигрантов. Постоянно и неуклонно отстаивает Елена Телига национальные достояния своего народа, особенно остро реагируя на враждебное отношение ко всему украинскому со стороны польских шовинистов.
Во время войны с немецко-фашистскими захватчиками В. Телига в составе бойцов ОУН нелегально перебирается во Львов, а затем в Киев. Выступает как организатор националистического движения на Приднепровье, становится председателем новозаснованої союза писателей, издает в Киеве журнал «Літаври». Нацисты, узнав о деятельности прибывших оуновцев, начали серию повальных арестов. Олег Ольжич, руководитель подпольной группы в столице, пытается спасти тех, кому грозила смерть. Однако Елена Телига решает остаться в Киеве, продолжать борьбу. На нелегальных выступлениях в своих пылких речах она призывает к беспощадной борьбе против немецких фашистов, называя их (как и российских коммунистов) захватчиками, врагами украинской самостоятельности.
В феврале 1942 г. Елену Тєлігу, ее мужа Михаила, Ивана Ірлявського, Ивана Рогача и других оуновцев немцы арестовывают и за неделю, вместе со многими другими, расстреливают в Бабьем Яру.
Творческое наследие Елены Телиги насчитывает около 40 стихотворений и примерно 15 публицистических статей, где освещаются очень актуальные национальные проблемы. Большое внимание поэтесса уделяла также проблеме взаимоотношений мужчины и женщины, в чем немало и автобиографического: образцом мужского мужества был для нее Михаил Телига. Готовность и желание всегда быть рядом с ним произносит она в своей «Вечерней песни»:
Зложи на мои колени
Камни жестоких дней.
И серебро своего плена
Мне положи к ногам.
Чтобы легкое, раскованное сердце
Пело, как вольная птица,
Чтобы ты, самый прочный, оперся,
Почил на моих устах.
Одна из главных тем лирики А. Телиги - роль женщины в жизни нации, сочетание чувства любви и чувства долга в женском сердце. «Любовь и страсть... Нежность и заботы» - вот кредо женщины, жены и помощника мужчину-воина, женщины, которая представляет собой новый тип личности - целеустремленной, волевой и в то же время нежной, кроткой, страстной:
Не сорвутся слова, закаленные, как сталь,
И в руке перо не изменится на копье,
Потому что мы женщины. У нас душа - колодец,
Из которой вы пьете: соревнуйся и крепись!
И мы их даем не в железном гимне,
В серебре нежных слов, в вере в вашу мощь.
Потому что быстро придет день и в завесе дымной
Вы исчезнете от нас, словно стая свободных птиц.
Еще сальвы не было, не заревели пушки,
И вы уже на ногах. И мы в последний раз
Все, что дает жизнь, искрящееся и богато,
Языков медоносный сок, собираем для вас.
Качайте же кличний звон! Крешіть огонь из кремнів!
Мы же радостью жизни вас напоив до краев, -
Без металлических слов и без вздохов бесполезных
По вашим же следам пойдем хоть на смерть!
(«Мужчинам»)
С точки зрения стиля творчество А. Телиги критик Владимир Державин охарактеризовал как «путь к классицизму», который присутствует в спокойных, мудрых, размеренных строках многих стихов. И еще больше в творчестве А. Телиги проявлений неоромантиму, воспалительных, смелых устремлений в будущее. Это, в частности, отметило и своеобразие поэтической строфы, которая различается в зависимости от близости одном из названных стилей. Сравним строки уже упоминавшейся «Вечерней песни» и стихотворения «Когда же сойду на каменистий верх», обращая внимание на ритм и стопу каждого из них:
За окнами стынет день. Когда же поднимусь на верх каменистий
В окнах - первые огни... Сквозь темные воды и пламенные грани -
Запри в моих ладонях Пусть жизнь качнется и уйдет.
Ненависть свою и гнев! Словно корабль в зареве пожара.
(«Вечерняя песня») («Когда же сойду на каменистий верх»)
Но романтизм - не только признак поэтического стиля. Он - основа, героической жизни поэтессы, которая, мужественно отстаивая интересы своей нации, отошла в вечность так, как напророчила себе сама:
Я страстно мечтаю до самого утра,
Чтобы Бог послал мне величайший дар:
Горячую смерть, не зимнее умирание.
За свои 35 лет поэтесса не успела издать ни одной книги. Все они вышли посмертно: «Душа на страже» (1946), «Флаги духа - Жизнь и творчество Елены Телиги» (1947), «Елена Телига: Сборник» (Детройт, 1977) - итоговое издание, охватывающее поэзии, статьи, библиографический очерк «На зов Киева» В. Ждановича, воспоминания нескольких авторов, в 1977 г. вышло двуязычное издание произведений Елены Телиги с английской статьей переводчицы (Балтимор-Торонто). Большая половина стихов поэтессы потерялась.
Большие потери украинской нации. Но большие и ее достижения. И пополнять их - нам. Сегодня, завтра и всегда.
|
|