Никто не может выбирать время, в которое живет, и народ, с которого ведет свой род. Леси Украинцы суждено быть дочерью народа, который страдал от чужого гнета, и творить в таких условиях, когда этот гнет препятствовал социальном и культурном развитии родного края. Поэтому украинские литераторы считали за обязанность своим творчеством содействовать национальному и духовному освобождению народа.
Мотив роли поэта и поэзии в общественной жизни Родины часто случается в творчестве многих предшественников Леси Украинки. «...Возвеличу малых рабов тех немых. Я на сторожі коло них Поставлю слово», - писал Тарас Шевченко. Леся Украинка не осталась в стороне от этой проблемы. Во многих стихах она декларирует свое стремление служить родному народу своим страстным словом: «И все-таки к тебе мысль несется, мой загублен, несчастный края», «Украина! плачу слезами над тобой...».
По глубокому убеждению Леси Украинки, поэт может и должен сделать свой талант, свое дарование оружием в борьбе за духовное освобождение народа, за улучшение его положения, за права, за сохранение его культуры и достойного национального самосознания:
Слово, моя ти єдиная оружие,
Мы не должны погибнут оба!
Может, в руках неизвестных братьев
Ты станешь лучшим мечом на палачей.
Со всей силой своей пламенной натуры Леся Украинка презирала «придворное» искусство, часто подчеркивая: творческое вдохновение, истина, которую ищет настоящий художник, не должны зависеть от кошелька. Эта мысль широко развернута в ее поэме «Древняя сказка». Главный герой произведения, поэт, олицетворяет тех настоящих художников, которые не продавали за сомнительные барские милости своего таланта и совести.
Он обладает значительно большим богатством. Его творческое воображение может рисовать ему дворцы в сто раз пышнее от тех, которыми утешается господа. Поэт обладает век не доступной им силой - сокровищами слова. А слово может много сделать: способно вызвать любовь и ненависть. Глум, причаєний в нем, труса сделает смелым. Сожалению, спрятанный в нем, заживить разбитое сердце. Поэтому пока обладатель Бертольдо разумно правил страной, поетове талантливое слово прихиляло к нему людей, обрело для него любовь любимой девушки, поддерживало победоносный дух его войска, спасло от обидного поражения в битве с басурманской обладателем.
Но когда жадность затмила разум повелителя, слово поэта восстало против его произвола и разбудило неповиновение в сердцах Бертольдових подчиненных. Зря господин пытался укротить свободолюбивый дух крамольного певца, зря покупал его сказочными роскошью. Если художник настоящий, его Муза не умеет брать фальшивые ноты, петь с чужого голоса, врать в обмен на барскую милость. Поэт знает, что ждет его за бунтарство, к чему приведет отказ стать придворным певцом «его светлости». И все-таки он говорит слугам графа:
Золотых не хочу лавров,
С ними счастья не добуду.
Как я ими увінчаюсь,
То поэтом уже не буду.
... Не поэт, кто забывает
О страшных народные раны,
Чтобы себе на свободные руки
Золотые надеть кандалы!
Не будет ошибкой сказать, что образ поэта с «Древней сказки» напоминает саму Лесю Украинку. Все ее стихи, от первого до последнего, продиктованные сердцем, ни в одном не пошла против совести. А слово Леси Украинки, как любое талантливое слово и как искусство вообще, имеет еще одно свидетельство своей силы: над ним не властно время. Оно пронизывает десятилетия за десятилетиями и всегда находит отклик в сердцах людей.