9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАРКО ВОВЧОК
Тематическая палитра Народных рассказов» Марка Вовчка
Реалистические произведения Марка Вовчка звучали как бескомпромиссный приговор кріпосництву.
Начало литературной деятельности Марка Вовчка приходится на середину 50-х годов, когда она жила в Немирове. Пребывание в окрестных селах с целью записи народных песен, поговорок, легенд не только открыло глаза молодой исследовательницы на богатство поэтического гения украинского народа, но и помогло ей глубоко прочувствовать всю несправедливость феодально-крепостнической системы. «Мария Маркович везде и всюду натыкалась на устрашающие картины помещичьей произвола, нечеловеческих издевательств господ над крепостными. Видела она также и то, что крестьяне не только тяжело страдают, но и проявляют протест против гнета, понимала, что здорового, творческого духа народа не задушить, что у свободолюбивых сердцах зреет страстное стремление жить по-человечески.
Непосредственные впечатления от жизни закріпаченого крестьянства, стремление рассказать о трагедии порабощенных барщиной людей, выразить гневный протест против крепостнической неволи - вот те главные стимулы, которые заставили Марию Маркович взяться за перо». В течение 1856-1857 гг. она написала двенадцать рассказов из жизни украинского крестьянства,и по совету О. В. Марковича направила их П. Кулишу в Петербург. В декабре 1857 г. (на титульном листе год издания обозначен 1858) петербургской типографии Кулиша вышла небольшая книжечка под названием «Народные рассказы», подписанная убранным именем Марко Вовчок. Глубокие по содержанию, сильные эмоциональной взволнованностью, талантливо викінчені как произведения искусства «Народные рассказы» знаменовали собой дальнейший шаг в развитии критического реализма в украинской литературе.
Сборник состоял из одиннадцати рассказов: «Сестра», «Казачка», «Чумак», «Одарка», «Сон», «Барская воля» (более позднее название - «Аграфена»), «Выкуп», «Свекровь», «Знай, ляше!» (более позднее название - «Отец Андрей»), «Максим Держатель», «Данило Гурч».
Марко Вовчок воспевает в духе народных лирических песен и поверий осуществления девичьей мечты о семейном счастье, идеала судьбе женщины-крестьянки, который в сборнике «Народные рассказы» резко контрастирует с реальной трагической судьбой героинь-крепостных а рассказов «Горпина», «Одарка», «Казачка». Идиллическим принципу картинности пользуется писательница в других рассказах: в некоторых из них создаются идиллические начала для контраста с трагическими окончаниями («Чумак»).
Марко Вовчок, которая выступила в литературе в самом разгаре борьбы за ликвидацию крепостничества, по-новому поставила и решила традиционную крестьянскую тему.
Новаторство «Народных рассказов» заключалось в том, что писательница шла своими самобытными путями не только в отборе, обобщении, идейной трактовке жизненного материала, но и в художественной его организации (форма изложения, особенности композиции, приемы создания образов, фольклорно-разговорная основа стиля).
Одной из центральных тем «Народных рассказов» жизнь крепостных, в частности, страдницька судьба женщины-крепостной.
Используя опыт сентиментально-реалистической литературы в воссоздании внутреннего мира персонажей, Марко Вовчок в изображении героини-се-лянки исходила прежде всего из положения о непримиримую классовую позицию крепостного относительно кріпосника. Вслед за Шевченко писательница разворачивает сюжеты и образы остросоциального, антикрепостнического наполнения, которые отличаются большой эмоциональной наснаженістю и направленностью на радикальные общественные изменения.
|
|