|
Справочник древнеукраинской мифологии
СЛОВАРЬ ДРЕВНЕУКРАИНСКОЙ МИФОЛОГИИ
АМАЗОНКИ (КОСАЧИ, КОСАЧКИ) - воинственная община древнеукраинского женщин III-i тысячелетия до н. есть.
Заселяли низ Днепра, причерноморские и приазовские степи и много других территорий.
По современной гипотезе, древняя женская вольница образовалась как оппозиция патриархату, который пришел на смену матріархатові.
А. занимались скотоводством (особенно заботились о лошадях), охотой, рыболовством, земледелием, ремесленничеством и военным добутництвом.
По свидетельству Геродота (484-425 гг. до н. есть.) и других античных историков, А. - искусные наездницы, храбрые, выносливые, сильные воительницы, которые хорошо владели мечом, боевым топором, копьем, луком и стрелой. Африканские, островные и южноамериканские А., что происходят от причерноморских, знали также морское дело. (Андре Тэвэ).
Носили длинную девичью косу как признак свободной, независимой женщины. Отсюда - русское название амазонок - КОСАЧКИ, КОСАЧИ (на старинной китайской гравюре изображены фигуры амазонок с толстыми косами, спадающими через левое плечо к земле).
По вероисповеданию - язычницы (сонцепоклонниці). За главных богов имели ДАЖДЬБОГА, ВЕЛЕСА, ТРОЯНА, ПЕРУНА, ЯРИЛЫ.
По современной гипотезе, А. - основательницы украинской казацкой вольницы. Подтверждением этого - горельєфне изображение древнеукраинского казака с «селедкой» (на темени) и длинной косой, которая спадает на плечо. Это изображение, найденное в гробнице египетского фараона Хоремхеба (XIV в. до н. есть.), подтверждает предположение о происхождении названия «казак» от слова КОСА.
Ежегодно на праздник ЯРИЛЫ амазонки имели брак с молодыми скифами. Воспитывали А. только девочек. Мальчиков отдавали скифам или убивали (по Геродоту) или умышленно травмировали (за Гиппократом). В пятнадцатилетнем возрасте девочкам выжигали правую грудь, чтобы молодая воительница могла бы свободно владеть мечом и луком (отсюда название «амазонки» - «безгруді»).
Против амазонок вели постоянные войны греки, которые прибывали в устье Днепра с целью колонизации края. Последнюю битву амазонок с греками описал Геродот.
В этой битве победили греки и забрали пленных амазонок на корабль, чтобы увезти до Эллады и взять с ними в брак.
Когда парусники вышли в Южное (Черное) море, греки отметили свою победу вином. Этим воспользовались А., дружно восстали и перебили своих победителей. Но вскоре на море поднялась буря. Степные амазонки не знали морского дела, поэтому отдались на милость стихии. Ветер занес корабли через Керченский пролив до Меотийского озера (Азовского моря) и там выбросил их на берег. Ступив на землю, А. захватили табуны скифских лошадей, разгромили местные стойбища, некоторые скифские городища.
Скифские цари отправили отряд молодых скифов с целью обуздать воспитанниц. Однако битвы между амазонками и молодыми скифами не произошло: оба лагеря сошлись и мирно поженились. Но А. не захотели жить «в приймах». Они заставили своих молодых мужчин пойти к родителям, «взять причитающуюся часть имущества», вернуться и «жить отдельно». Так скифские юноши и поступили. Тогда А. повели их в дикие и суровые степи за рекой Рос (древнее название Волги).
Так образовалось новое мощное древнеукраинское племя, получившее название САРМАТЫ (САР-МАТЬ, ЦАРЬ-МАТЬ - в названии отразилась сущность семейных взаимоотношений: в семье сарматов председательствовала женщина). Самые существенные признаки племени: женщины ездили на охоту и войну с мужчинами, носили мужскую одежду и т.д. Девушка-сарматка не имела права выйти замуж, пока не убьет врага.
Со временем старые А. подговорили своих сыновей и внуков напасть на Скифию и отобрать у «розпанілих» отцов и дедов «свои законные земли». Закаленные в суровых условиях сарматы пошли войной и беспощадно разгромили скифов, которые, увлекшись обогащением, в определенной степени утратили свои боевые способности. Вместо Скифии образовалась Сарматия (только на западе между Днепром и Дунаем сохранялась некоторое время Малая Скифия).
Кровавые битвы между сарматами и скифами, между сыновьями и отцами - трагическая страница в истории древней Украины как свидетельство самоедства и самоуничижения нации.
Об амазонках и сарматов античные историки, географы, трибуны и писатели создали великую литературу.
В частности, Гиппократ (470-356 гг. к н. есть.) подчеркивает осведомленность амазонок с народной медициной. Он описывает, как в детстве девочкам накладывали на правую грудь разогретый медный инструмент, чтобы выжечь безболезненно грудь, в результате чего «вся сила переходила к правому плечу и правой руки». Гиппократ рассказал, как амазонки калечили рожденных ими мальчиков, чтобы не дать им потом возможности воевать против женщин. Искалеченных таким образом мужчин А. использовали в роли ремесленников для таких работ, которые требуют сидячего образа жизни.
Античный историк Лисий (Лысый, 459-380 гг. к н. есть.) сообщал, что А. первыми изобрели железную оружие и сели на коня, чем долгое время превосходили своих пеших врагов. Это дало возможность амазонкам захватить большие территории, покорить соседние и отдаленные народы. Это подтверждает Страбон (68 г. до н. есть. - 20 г. н.э.), который отмечает, что А. в свое время захватили Малую Азию, Мизию, Лидию, Карию, а также значительную часть Кавказа. А., по Страбону, сыграли значительную роль государствообразующей в Малой Азии, где основали много городов.
Диодор Сицилийский (1 в. до н. есть.) развернуто описывает подвиги царицы амазонок Фемішкіри (Фемискире), которая со своим храбрым, мобильным женским войском «покорила многие народы за Танаисом» (Доном) и сама героически погибла в одной из битв. Еще большей славы зажила ее дочь, которая с большим войском амазонок покорил Фракию, часть Азии и завоевала Сирию. На те времена войско амазонок достигало количестве 120 тысяч храбрых воительниц.
Пишет Д. Сицилийский и про великую царицу амазонок Пантесилаю, которая в боевом союзе с царем Энеем участвовала в Троянской войне и мужественно погиб в поединке с Ахиллом. «Это была последняя амазонка»,- отмечает Диодор.
Дионисий Скифобрахион (II в. до н. есть.) пишет про древние племена амазонок, которые захватили Ливию «за много поколений до Троянской войны». Дионисий рассказывает о царице амазонок Мирину, которая во главе своего войска, прошла Египет и Аравию, покорила Сирию, большим походом прошла через Малую Азию, захватил Фракию и там погиб с частью своего войска.
Большое внимание уделяют античные авторы связям амазонок с Александром Македонским, который происходил с ПЕЛАЗГОВ. В частности, Диодор Сицилийский пишет о царице «необыкновенной красоты и физической силы» Фалестру, которая прибыла в Македонского в сопровождении трехсот вооруженных подруг. «Я пришла,- заявила царица Македонскому,чтобы иметь от тебя ребенка. Из всех мужчин ты совершил величайшие подвиги. Нет в мире женщины, дужчої и храбрее меня. Мне кажется, что от таких выдающихся людей, как мы с тобой, должен родиться ребенок, который превзойдет всех смертных».
Александр Македонский провел с Фалестрою тринадцать дней и с большими почестями и подарками провел ее в дальнюю Сарматию.
Сведений о их ребенка античный историк не дает.
Все античные авторы связывают историю амазонок с возникновением могучего племени сарматів. им уделяют внимание и средневековые историки.
А запорожские казаки XVI-XVIII вв. в различных документах (в частности в письмах к польскому королю) гордо именовали себя «потомками сарматских царей», что свидетельствует о давнем украинское происхождение сарматов, а следовательно, и амазонок.
Происхождение африканских, островных и южноамериканских амазонок широко изучал французский географ АндреТеве (1502-1592), который побывал в Бразилии и других странах. По его мнению, амазонки переселились в Африку, на океанические острова и в Южную Америку после падения Трои.
Фигуры амазонок воплощены во многих произведениях мирового изобразительного искусства, в частности - в скульптурах античных художников Поликлета, Скопаса, Фидия и др.
А. сыграли большую роль в развитии древнеукраинской мифологии. Как героические персонажи вошли в многих мифов и легенд античного мира и средневековья.
|
|
|