Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Творчество - смысл жизни Леси Украинки (на материале поэзии Как я люблю эти часы труда»)

Пусть там собирается хуже.

Страшнее непогода,

Пусть там узброїться в острую,

Огненную оружие,

Я выйду сама против нее

И состояния - поміряю силу!



Гениальный и творческий талант Ларисы Косач - нашей Леси Украинки - развивался плинно, несмотря на то, что зловещая туча прошуміла над ней. Болезнь приковывала молоденькую, слабосилу и хворовиту девушку к кровати, а она рвалась к новой жизни как орлица с черной клетки, вливая свою воинскую удачу только в творчество, только в слово, что было для нее большим делом. Леся стала Жанной д'арк для нашей литературы. Физически в нее может и дрожала рука, но в своих стихах-битвах писательница оставалась верной музе, идеалам, которые сформировались еще в юности. Она тем и сильна, что сочетала в себе присутствия, проникнуты прометеєвим огнем, с прославлением женского героизма, терпения и самопожертвования.

Показательным в этом плане является стихотворение «Как я люблю эти часы труда», лирический герой которого (а это сама Леся!) осмысляет смысл своей жизни. Стихотворение построено в форме диалога с одним лицом. Герой ведет разговор с Музой, что рядом с ним и, кажется, вот-вот выскажет мнение о смысле земного бытия. Однако что-то останавливает его. В бешеном потоке общественных проблем определиться трудно, тем более, если жизнь не просто созерцать, но и анализировать.

Поэзия имеет четкую композицию - состоит из трех частей: обращения к музе; размышления о судьбе народа; поиск личного неповторимого пути.

Лирический герой просит Музу прислонить его к своему лону и дать совет, помочь найти ответ на вопрос: быть или не быть. В жизни так много противоречий, так много путей их решения... Каким может быть твой путь в стране, где нет дорог, а лишь спутаны тропы, что ведут в неизвестность... И так мало людей, что пашут победы, от чего едва-едва слышен стук топора. Правда иногда с высокой горы упадет большой камень и... канет в темноте. То к какому же берегу пристать личности, что не хочет быть сторонним созерцателем, а желает утвердить себя, найти свое место в водовороте событий? Или, может, ей пахать перелег с теми, что уже выполняют эти действия, ожидая жатвы; или, может пробивать дорогу с топором в руках; или, может, злинути в небо орлицею и, «сорвав с звезды золотой венец», зажечь свет в полночь?!

Пафосно звучат последние строки стихотворения. Муза, выслушав лирического героя, «широким взмахом вверх удалилась, ее глаза вспыхнули огнем, а крылья уверенно хлопнули в ладоши». Будто от сна пробудилась лирическая героиня и изрекла: «О чарівнице, стой! Возьми меня с собой, линьмо вместе!»

Поэзия переполнена размышлениями: «душа не знает покоя», «она ищет его», спрашивает и отвечает.... Аллегорические образы (большие победы, пахари, путанные тропы, тяжелый камень, большой гнилой ствол, кручи и простор безграничный) - отражают реальность. Рядом с ними - лирический герой и укоренен в античной литературе образ Музы - вдохновительницы писателя-творца. Муза способствует творчеству, она ведет по жизни талантливого человека.

Созвучна с проанализированным стихом и поэзия «Как я люблю эти часы труда», вошедшая в цикл стихов «крымские воспоминания». Читатель снова встречается с лирической героиней, в которой от вдохновенного творческого труда горят глаза. Девушка не знает покоя. Бессонница не пугает ее. Оно манит одаренную поэтессу, от чего ее сердце счастьем бьется. Кажется героине, что ночью, когда все «покоятся во сне», над ней кто-то склоняется и говорит волшебные слова и «пламенем занимается от слов тех, и молнией освещает мысли». Кто это? Бабушка говорила девушке о перелесника, который появляется ночью, и советовала не вспоминать его, потому что от его разговоров всегда был «плохой конец». Талантливая девушка послушала бабушку и не вспоминала «против ночи о перелесника», потому что ее зеркало напоминало о нем только днем.

Так, Леся Украинка была талантливым человеком, а его художественное слово - острым безжалостным мечом. Все в ее творческом багаже было настоящим: стихи без пустодзвонних деклараций; любовь без фальши, мука без спасения, труд - спасение. И эту целостность поэтесса несла в мир. То было чрезвычайно важным чувством - мир целостный, и все его несправедливости могут быть преодоленными, если каждый человек станет настоящим творцом.