Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

БОЛЬ И МУЖЕСТВО ЧЕРНОБЫЛЯ

«Чертово колесо» еще вращается над городом, но только в нескольких его трубках сидят те, кому не хватает острых ощущений лету в вечернем небе, восторга и страха». Это было 25 апреля 1986 г., и уже через несколько часов всем людям города станет по-настоящему страшно. Начнется новая эпоха. Что олицетворяет это «чертово колесо», о котором писал в своем романе В. Яворивский «Мария с полынью в конце века»? Колесо судьбы, истории? Так или иначе, авария в Чернобыле лишила жизни уже тысячи людей. Прошло первое десятилетие с того времени, а количество жертв все растет. Сейчас уже § следует думать не только о известные заболевания, но и о сложных социально-психологические явления, которые сопровождаются ростом среди людей депрессивных состояний, разводов, алкогольной зависимости. Ведь АЭС продолжают активно эксплуатировать в условиях, когда все усвоили урок: «станцию строят тысячи людей, пускают Н - сотни, а авария может случиться по вине одного человека».

За несколько дней В. Яворивский вновь возвращается в романе к найденного образа. «Чертово колесо» тихо, сонливо как-то прокручивается вокруг оси. Машинист, видимо, не выключил тормоз, и ветер таки раскрутил его». Но в трубках никого нет. Не нужно было искать «острых ощущений». Люди спешно покидали свои дома, как это случилось с большой семьей Мировичів. О ней говорится в романе В. Яворивского. Так же, как и Мировичі, которые проектировали, эксплуатировали станцию, а затем принимали участие в ликвидации аварии, некоторое время был в чернобыльской зоне и сам писатель. Поэтому роман, насыщенный многими документальными фактами, в то же время художественно воспроизводит трагедию как общечеловеческую, не способную остановить «чертово колесо» истории, вернуть общество назад на пути научно-технического прогресса, совершенствования, сломать дух человека.

Несомненно и то, что Чернобыль - это регресс в общественной жизни, свидетельство моральной деградации системы, которая его породила. И если значительный спад защитных возможностей иммунной системы человеческого организма уже очевиден, то последствия «морального Чернобыля» трудно прогнозировать. Недаром «стыд, совесть, душа - эти понятия стали анахронизмами, в лексике профессионалов-технократов их нет». За период 1980-1986 гг. в 27 случаях нарушений в работе оборудования станции с 71 расследования не проводились, они даже не регистрировались. Приписки и обман в отчетах стали здесь обычным делом. Не случайно, что уже после аварии сам факт и масштабы долго замалчивались. И это вызвало возмущение народов СССР, многих стран Запада. В интервью для повести о Чернобыле Ю. Щербака академик В. Лєгасов говорил: «Низкий технический, низкий уровень ответственности этих людей - это не причина, а последствия. Последствия их низкого нравственного уровня». Была авария для всех без исключения неожиданной? И да, и нет. В. Губарев вспоминает, что событие в Чернобыле случилась тогда, когда он писал сценарий о пожаре на атомной станции. Разумеется, на станции вымышленной. Сценарий он спрятал, ведь в Чернобыле случилось то, что трудно даже представить. И вся литература оговорку, которая существовала до реальной катастрофы, не производила уже на читателя большого впечатления: такого не бывает, потому что не может быть никогда. Затем В. Губарев написал первое драматическое произведение, посвященный Чернобылю, - известную пьесу «Саркофаг». Он вполне положительно отнесся к роману В. Яворивского «Мария с полынью в конце века», поскольку истина формируется из многих мнений. Пьеса «Саркофаг» интересна именно потому, что она не о трагедии, а о ситуации, которая сделала ее возможной.

Писатель, врач-эпидемиолог Ю. Щербак писал: «Поэтому я и порвал с медициной, что считаю недопустимым явлением обюрокрачення ее именно сегодня... Чернобыль - это беспрецедентная катастрофа глобальных масштабов, это незаживающая рана на теле Украины. Взрыв реактора 26 апреля 1986 г. ввел человечество в новый этап его развития: мы осознали, что вполне реальной становится опасность гибели жизни на Земле от созданной человеком техники. Я думаю, что привыкание к аварии, к ее последствиям, к тому сюрреалистического мира, что возник здесь, - один из самых тяжелых последствий Чернобыля™

Выдающийся американский врач Роберт Гейл подарил мне свою книгу о Чернобыле под символическим названием «Последнее предупреждение». Оно касается всех жителей Земли. Но в первую очередь - нас, врачей... Много их было, честных и мужественных. Однако были и другие - те, кто не выполнил своего профессионального долга, кто пытался и до сих пор пытается скрыть от общественности правду о медицинских последствиях чернобыльского катаклизма... Призвание врача - служить Человеку, его Здоровью, оздоровлению всего Человечества».

Ю. Щербак того 1986 г. был специальным корреспондентом «Литературной газеты». Его репортажи регулярно появлялись на страницах многих изданий, потом вышла документальная книга «Чернобыль». Как врача его интересовали медицинские, моральные аспекты катастрофы. В одной из публикаций он выбрал такой эпиграф: «Нам нужна в жизни только один запрет: на ложь и на авось». Ю. Щербак в своих размышлениях часто обращается к литературе, к творчеству своих товарищей: «Есть у замечательного поэта, моего друга Ивана Драча давние стихи под названием «Полесская легенда»: река Припять ведет диалог с птицами и рыбами, которые бьются в тревоге от атомного соседства. Река объясняет, что «Атому замок из стали строят» - и через десяток лет по всему миру возведут ему непреклонны атомные троны.

Поэтическая фантазия вошла в конфликт с технической действительностью. И вот уже сыну И. Драча, студенту-медику Максиму, одному из героев моего рассказа «Маленькая футбольная команда», пришлось несколько суток без смены работать дозиметристом при эвакуации населения из Чернобыля. Впереди зачеты и экзамены. Но свой первый и самый важный экзамен на гражданскую зрелость он с честью сдал».

Поступок Максима в какой-то степени стал свидетельством раскаяния его отца. Под этим углом зрения можно рассматривать отдельные мотивы поэмы-мозаики «Чернобыльская мадонна». Она вошла в сборник «Храм солнца» (1988). «Соль познания - это плод покаяния» - один из последних строк эпилога поэмы заключает размышления И. Драча по поводу того, чего стоило ему и всем нам прозрения. В разделе «физики и лирики» он обращается к давней дискуссии:

Но вот физик прибежал. Странная для меня этот миг.

Какая же я ему соломенная оборона?!

Шепчет он болезненно: - Она мне не простит..

Не простит... Чернобыльская мадонна...

Для физика тоже приходит понимание, что месть чернобыльской черной мадонны законна. И поэт не может отпустить грехи, потому что и сам виноват. Заключительная строфа этого фрагмента поэмы несколько проясняет в сложном образе чернобыльской мадонны:

Когда к поэту нельзя с душой на исповедь прийти,

То куда же мне деться, бедой идти по иконам?!

Смотрела истина с вечной высоты

Из-под черного полотенца - наша Чернобыльская мадонна...

Характерно для произведения завершения ключевых строк запитальним и восклицанием. Поэту не известна истина, он постоянно стремится ее отыскать.

В украинской литературе о Чернобыле выделяют следующие мотивы: отчуждение матери, вины и раскаяния и веры и жертвы. Ярослав Умный центральным мотивом в поэмах И. Драча «Чернобыльская мадонна» и Бы. Олейника «Семь» (1988) считает отчуждения рода. У Драча оборвана связь с матерью. Лирический герой идет к катарсису, то есть к очищению через страдания, путем исповеди перед чернобыльской мадонной, перед чернобыльским невинными детьми и перед своей совестью». В самодокорі и раскаянии он ищет обновления.

Силу против уныния Олейников герой находит в героизме и смерти семерых чернобыльских «подвижников»... им, пожарным и кинорежиссеру В. Шевченко, посвящается поэма Б. Олейника. Он сказал о них так: «Пожарные, дежурные - они, кажется, только выполняли свой служебный долг. Но выполняли этот человеческий долг в нечеловеческих условиях. А кинорежиссер, тот уже не служебный, а исторический долг выполнял: снимал показания истории. Они часть нашего же народа, вот что для меня самое важное. Следовательно, этот народ своей душой здоров. Значит, чего достоин народ, который породил таких «сыновей». Поэт чувствует собственную ответственность за все, что случилось, как и все те мастера слова, что были до него, и младшие. Это Тычина, Рыльский, Сосюра, потом Олесь Гончар, которого поддерживали Симоненко, Близнец, Лина Костенко, Павлычко, Драч, Винграновский, Дрозд, Шевчук, Щербак. Все они, по мнению Б. Олейника, во времена, когда то обвиняли в космополитизме, то в буржуазном национализме, по условиям неблагородных и неблагодарных, сумели сохранить благородство. Возможно, поэтому поэма заканчивается так:

В траве...

шелковой зеленой

Тычина пошел.

Оглянувшись на миг,

Ворону бросил:

- Каїне,

Прошлое, как рана, болит.

Но тебе не покаюсь.

Ибо все это - мое:

Ни продать, ни купить.

И мне, а не третьем.

Нещадно его судит.

И самому себе не прощаться.

И - очищаться.

..Болит.

В общем оба поэты в своих произведениях пытаются разнообразными художественными средствами «передать многоликость народной беды».

Про других героев, которые, кстати, не думают о собственном героизме, о всех тех, кого называют ликвидаторами, написала Елена Матушек такие строки:

Здесь на сцену выходишь.

Словно под рентген,

Здесь дешевых не сорвешь оваций -

Каждое слово твое, каждый жест, каждый ген

Их глаз протина радиация.

Респираторы снято, а маски тем более,

С души всю пыль проветрено,

Ибо взять этот невидимый рубеж

Можно только единственным -

верой.

Подвиг этих людей не прошлое. К сожалению. Атомный молох требует новых пожертвований. Как написала Л. Костенко: «Мы - атомные заложники прогресса».