Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Владимир Дрозд
Аллегорические образы в рассказе В. Дрозда «Белый конь Шептало»

Я научился слушать, видеть -

в моих писаниях появилось предметное жизни.

В. Дрозд



В наброске к литературного автопортрета В. Дрозд вспоминает родное село, босоногое детство, в котором были и боли, и радости, тяжелый труд родителей, сельскую учительницу, что «забралась к ним то ли из Харькова, Киева», безграничные луга, «мутные» дороги, разные перипетии, выпавшие на его долю. Волшебный мир села пленил его душу и сердце, вызвал поток мыслей, впоследствии стал той безграничной колодцем, из которого он черпал свои творческие силы; между корнями, которое питало душу, давало вдохновение, усугубляло воодушевление...

Из-под пера писателя выходят произведения разных жанров: рассказы, повести, новеллы, романы, которые получают полярные оценки: кто-то критикует их, кто-то умоляет «бросить написанное в темный угол», кто-то находит в них что-то оригинальное и неповторимое, а сам писатель подчеркивает: «Не хочу быть таким, как все», ибо для него - прежде всего правда и только правда. Позиция В. Дрозда соответствует тому стилю, который входит в нашу литературу в последнее время и активно проявляется и в творчестве некоторых современных писателей. Имя этому стилю - постмодернизм (лат. post - после и франц. modern - современный).

«Белый конь шептало» - одно из ранних рассказов художника, написанное в те годы, когда после столетий жестокого цензурного контроля наше искусство в целом (не только литература) впервые развивается в условиях практически полной свободы. Сняты любые ограничения. За несколько лет украинская литература преодолела тематическую неполноту, из прозы исчез такой жанр, как производственный роман. Исчезли и темы, которые в советское время были довольно популярными: верность коммунистической идеологии, советский патриотизм, социалистический образ жизни и др. Зато развиваются злободневные проблемы современности, морально-духовное возрождение нашего общества, появляются произведения эротической тематики; приобретает новый смысл понятия «художественность литературного произведения». Художественное качество художественных произведений рассматривается как гармоничное сочетание содержания и формы. Правдивость и глубина изображения жизни практически сливаются в единое понятие.

Ярким примером новых произведений является рассказ «Белый конь Шептало». Основное внимание стоит сконцентрировать на образах и средствах их создания, в частности на аллегории, которая пронизывает все произведение и помогает читателю понять, кто есть кто. Главный герой рассказа - белый конь Шептало, в аллегорическом образе которого писатель воплощает противоречивую личность периода «застоя». Шептало часто вспоминает свое детство, когда вместе с матерью «бегал зелеными разоренными дорогами, заглядывал в зеленые сумерки чащи, заходил по колено в оранжевые лесные ромашки...». Те годы «пахли молоком и клевером». Мать рассказывала Шепталу о гордых белых лошадей, «от дедов и прадедов работали на помосте», а люди восхищались их гордой осанкой и аплодировали им.

Шли годы... Менялись обстоятельства жизни... Перероджувалися люди... Белый конь попал к «бригадного стовпища», которое воспринимается нами как толпа безликих персоналий. Они вместе ходят на водопой, вместе едят сено, в основном молча выполняют все указания Степана. Лишь иногда громко о чем-то говорят. Однако Шепталові это не интересно. Более того, он убежден, что попал в конюшне только благодаря какому-то случаю, причудливой судьбы. Конь - надменный, в основном молчаливый. Степан относится к нему с уважением.

Проходит время, и в коня все чаще появляются мысли о том, «что люди рано или поздно его сломают» (Степан позволяет себе бить белого красавца!). Шептало теряет свое «я» и убеждает себя в том, что ко всему надо привыкать, что «против ветра не побежишь, то лучше, умнее» притворяться покоренным, а свободным быть только в душе. Он боится, чтобы люди не увидели фальши в его поведении не заметили лживой покорности, поэтому и тянет оглобли.

Уважение к себе, ощущение своего «я», твердость характера проявляются тогда, когда «мальчишка цепкими руками пригнул голову коня, ловко накинул недогнуздок и властно дернул к себе». Протестуя против унижения (а воля в душе существа росла и ширилась!), конь «с неслыханной силой дернулся, вырвал конец повода, дико поднялся на ноги и побежал так, как, кажется, никогда».

И вот он на свободе. Используя такой художественный прием, как нагромождение глаголов, писатель вводит в текст мини-описания окружающей среды, что углубляет психологическую характеристику того, кто почувствовал волю: «небо над Шептало напнулося, треснуло пополам; травы заворожили его своей похоже»; через мгновение он увидел в воде «чистую, прекрасную белизну». Водоворот мыслей, воспоминаний... Но вот пошел дождь, и эмоции куда-то исчезли. Конь не бежал, не шел, а плелся туда, до стойбища. Горькая радость огорчила его. Он не хотел быть белым конем, а потому шубовснувся в лужу и стал серым. Как все!

Чем ближе он подходил к конюшне, тем большим было его желание увидеть Степана, почувствовать на себе треск кнута...

Конюшня (аллегорический образ тогдашней системы) звала его к себе. Шептало подошел ближе, услышал дружный храп лошадей, сунул голову в забор конюшни и начал дремать...

Правдивое воспроизведение. Дроздом эпохи тоталитарного режима, который вихолощував из людей стремиться к свободной жизни, углубить мои знания об одной из страшных страниц в истории нашего государства.