Цель: через высокохудожественное слово великой поэтессы передать глубину материнской трагедии и проникнуться сочувствием к неизмеримой человеческой боли.
Оборудование. Репродукция изображения Богоматери с младенцем, свечи.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке в ваши души войдет большое сожаление, от которого встрепенется сердце и уже всегда озиватиметься светлым сочувствием к всякого горя.
Страшное эхо войны описанное Линой Костенко и сейчас стучит незалеченной бедой в Карабахе, Абхазии,Приднестровье, Чечне.
И вы, думаю, задумаетесь над тем, как сохранить самое ценное, что нам дано от Бога - жизнь. Не допустите , чтобы сегодняшние ужасы когда-нибудь повторились.
2. Исполняется песня "П"є журавка воду"
Ученик - Каждый раз, когда иду в школу, то обращаю внимание на хату, на которой свили себе гнездо аисты. И уже нет в том доме женщины, пережившей эту трагедию, но все односельчане знают, что с хаты той веет грустью.
Учитель - Это случилось во время Второй мировой войны. Двое мальчишек играли в поле. Они нашли гранату, хотели разобрать из любопытства... Их тела были понівечині, Когда тете Анне сказали, что случилось, она в шоковом состоянии, взяла белую ткань и побежала в поле.
По кусочку собрала своего Василька, не проронив ни слезинки. Дома обмыла клочья тела сына, и белой ниткой сшила все вместе. Положила единственного сына на кровать, а сама упала и уснула, горе скосило бедную вдову.
Все село хоронило малого Василька, только матери на похоронах не было, пролежала три дня, когда проснулась, то лишь окровавлене одеяло напоминало ей о единственного сына.
С этого времени аисты свили себе гнездо на Ганниній доме.
Ученик Ржи, ржи грять,ржи
И пахнет дымом белая хата
Лета, лета лета молчат
И плачет,плачет седая мать
Учитель
Удивительная красота и богатство украинской земли, трудолюбие и благородство душ наших предков породили в ХІІ-ХIV в стихи - пасторали, о гармонии природы и человека.
- А возможны возникновения пасторалей сегодня ( Возможно , но это уже антипастораль и не идиллию она воспевает, а тоскливо плачет песней-плачем.
Ученик читает напам"ять поэзию
ПАСТОРАЛЬ
XX СТОЛЕТИЯ
Как их сносили с поля!
Набухли от крови ткани.
Трое их, пастушков. Павел, Саша и Степан.
Разбирали гранату. И никакая в жизни Ариадна
уже не выведет из горя тех матерей.
А степям
будут грудь печь те оставленные в поле гранаты,
то покиддя войны на топких следам стада.
Вот такие они ребята, курносые сельские аргонавты,
голубки, анциболи, хоть не роды!
Их рвануло наотмашь. И брызнуло кровью в костер.
И несли их деды, которым не хотелось жить.
Под горой стояла беременная, как поле, мать.
И кричала и иметь:
- Хоть личико покажите его!
Личка уже не было. Косточками, омывшись кровью,
осміхалася шея с худеньких детских ключиц.
Хорошие дети были. Казацкого хорошего кроя.
Когда сносили их, даже солнце упало ниц.
Вечер был. И цвели под окнами мальвы.
Под руки держала тех матерей родня.
А одна разродилась, и стала шестой - мать.
А один был жив. Он умер на следующий день.
Учитель Вы внимательно слушали поэзию Л. Костенко
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение (поразил меня до глубины души своей горечью и болью)
- Природа переживает эту трагедию, в какой строке.
- Какую картину вы представляете ( среди мирного дня, мирное время, страдания и трагкдія, антитеза, противопоставление предпринятые Л. Костенко, чтобы глубже показать боль и горе матери.)
- Какие слова не понятны.
( Ариана -
Агронавти)
- Назовите впечатляющей силы высказывания
- Какова основная мысль стихотворения (Кому нужны войны, и их кровавые последствия)
3. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Вы молодое поколение, вам жить творить в 21 век, Нам держать мир и спокойствие Давайте прибегать к заповедям Божьим, а именно не убий! Это вам придется когда-уничтожить все оружие и переделать ее на пользу людям
Учитель У вас в руках свечечки, давайте зажжем их за тех, кого нет на свете, кому давно уже отсеяли звезды на небе. ( Звучит песня Петриненко Господи помилуй нас").