«Любить безгранично жизнь и людей», - приказал себе Михаил Стельмах -
настоящий певец человеческой красоты. В центре своих произведений он поставил человека как
хозяина и творца всего прекрасного на планете. Читая роман «Кровь людская -
не водица» (воспоминания Мирошниченко о прошлом), тяжело смотреть на человека в
дореволюционные времена, которая согнулась на земле, где была просто
рабом.
Земля... Извечный, главный вопрос для крестьянина. Итак, какие надежды люди
возлагали во время революции с лозунгом «Земля - крестьянам!» Естественно, что в
сознания героев романа, крестьян-бедняков, владение землей ассоциируется со
свободой, потому что этому их учила сама жизнь. Трудящиеся массы не могут быть свободными,
пока не станут хозяевами всех материальных и духовных богатств, для крестьянина
любовь к земле - обычное дело.
И вот рабоче-крестьянское правительство Украины решило обеспечить украинских
крестьян землей «и образовать силами его условия, чтобы утвердить власть труда на земле».
Сбылась, наконец, заветная мечта простых людей «порой с репаними ногами,
но цельными сердцами». Наступило счастье и для главаря Мирошниченко - «наслаждаться на
этой земли», ибо он сеятель, творец, поэт ее. Настоящей любовь’ю до земли овеян Тимофей Горицвит, для которого
земля - это песня. Всю жизнь он думал о землю, а после революции отказывается
ее цепью мерить, «чтобы не зобиджати».
В революционные времена даже Супрун Фесюк оплакивал землю, он отправился к
Мирошниченко за советом, и коммунист ему затлумачив, что Супруну оставят честной,
тяжким трудом заработанную землю, а отберут ту, которую приобрели ему батраки. Фесюк
постепенно понимает, что потерять часть земли - это еще не значит потерять все, потому
самое дорогое для него - это справедливость и человечность. Однако не все имеют такую
позицию: Сафрон Варчук, Иван Сичкарь, Сазоненко ради земли способны на преступление,
они переступили черту всего человеческого и прекрасного.
Автор ставит важный философский вопрос с большим общечеловеческим
смыслом: неужели земля и богатство дороже человека, и как можно ради собственности
решиться на преступление? «Не проливать кровь человеческую!» - этот страстный призыв,
полон гуманизма и любви к жизни, пронизывает все произведение. Устами слепого
Андрюшу автор отмечает:
Кровь людская - не
водица,
Проливать не
годится...
Так гуманистические идеи были
очень актуальны для суровой действительности того времени, когда родной брат убивал своего
брата только через его другие взгляды. Страшная гражданская война, которая рунує все
общечеловеческое... война среди граждан одного государства, людей-врагов, но
по-своему любящих свою Родину. Писатель сочувствует этим людям, к которым
принадлежал и Данило Пидопригора - честный человек, которая не сумела разобраться в
сложных обстоятельствах гражданской войны, но очень любила Украину и через нее,
поддавшись на демагогические лозунги, попала в петлюровское войско. Заблудний,
но суб’объективно честный,
любящий человека и мирный труд, Даниил возвращает домой.
Автор симпатизирует ему, проникает в его внутренний мир, психологию, «будто
освещая самые потаенные уголки его души...» Этот рыцарь революции, непреклонный,
принципиальный и мужественный, привлекает читателей своим богатством души, искренностью.
Свирид Мирошниченко и его добрый друг Тимофей Горицвит олицетворяют
правду, благородство стремлений людей, которые во время гражданской войны представляли
собой главную силу революционного преобразования жизни
крестьянства.
Человека большой души, кристальной честности и чистоты, настоящего
коммуниста показал автор и в образе Григория Нечуйвітра, внимательного, справедливого,
доброго, готового прийти на помощь, незлопам’ятного. Его гуманизм согревает людей, вызывая
глубокое чувство благодарности.
Только сейчас мы начинаем понимать глубокий гуманистический смысл романа
Михаила Стельмаха, как и произведений А. Довженко и А. Малышко, заложенный ими
десятилетиями вперед, только теперь мы почувствовали дальнозоркость и силу настоящего
таланта, еще так и не раскрытого до
конца.