"Энеида" Котляревского появилась в то время, когда на украинских территориях царской России розформовувались казацкие слободские полки, уничтожались остатки автономии после разрушения Екатериной II Запорожской Сечи. В дискуссиях о украинский народ преобладала шовинистическая русская мысль о том, что нет такого народа, что это лишь племя без своего языка и традиций. Отсутствие государственной защиты, социальный и национальный гнет тормозили духовное развитие народа. Но художественная литература питалась соками народной мудрости, юмора и песни.
Именно І.П.Котляревський в 1798 г., когда вышли из печати три первые части "Энеиды", засвидетельствовал существование украинского народа как физической и духовной реальности.
Позаимствовав у Вергилия тему о приключениях Энея (сына богини Венеры) и его ватаги, автор ввел нас в чудесный мир украинского языка, в мир жизни украинского народа. Произведение насквозь проникнутый национальным духом и колоритом. Весь сюжет построен на путешествии Энея и троянцев к земле, где будет основано новое царство. И вот уже с первых строк произведения мы попадаем в чудесный мир украинской жизни и национального характера:
Эней был парубок моторный
И парень хоть куда казак,
Притворился на всеє зле проворний,
Близкий од всіх бурлак.
Простой, со здравым смыслом парень свою зависимость от воли богов не превращает в преклонение перед ними.
Эй ты, проклятый стариганю!
На землю с неба не зиркнеш,-
так корит Эней Зевса, когда тот в трезвую минуту ему не помог.
Перед нами разворачиваются две сюжетные линии: жизнь богов и приключения троянцев. Если приключения троянцев вызывают добрый смех и восторг, потому что перед собой мы увидели украинских казаков, которые могут быть и бесшабашными гуляками (в гостях у Дидоны), и настоящими героями (в войне с рутульцями), то жизнь богов вызывает смех.
Борей недуж лежит с похмелья,
А Нот поехал на свадьбу,
Зефир же, старый негодяй,
С девушками заженихався...
Это один из многих эпизодов распущенности тех, кто правит миром. Или вот такой момент:
Зевес тогда кружил сивуху
и селедкой заедал...
Автор подводит читателя к вопросу: кто правит миром? И ответ вытекает из содержания произведения - владетельные ничтожные люди. Мы понимаем, что под видом мифологических богов Котляревский изображает феодально-помещичью верхушку тогдашнего общества. Почему же в произведении много иронии и острой сатиры? Наверное, потому, что писатель обличал людей, которые были неспособны разобраться в собственной жизни, а брались вершить суд над другими. Взяточники, пьяницы, шалопай стоят во главе общества, поэтому и нет порядка, потому к жизни людей им безразлично.
Троянцев же писатель рисует с добродушным юмором. Перед нами предстают жизнерадостные, неунывающие воины, которые способны и хорошо погулять, и вынести на своих плечах самый бремя защиты родины. Поэт осуждает кровавые стычки, ибо "священные" войны часто обусловлены самодурством "богов" и причиняют страдания людям. Мы понимаем, что поэт на стороне тех, кого унижали, топтали. Под маской юмора Котляревский бросил современном ему обществе острое обвинения в том, что все ее помыслы направлены на грабеж и вымогательство, а законы закрепляют несправедливость. Несмотря на беспорядок, который царит в обществе, мы увидели образцы лучшего, что есть среди казаков: боевое товарищество, товарищество, верность гражданскому долгу, дружбе. В образах троянцев автор раскрыл духовное величие народа, его моральное превосходство над привилегированными слоями общества.
Любовь к отчизне где героїть,
Там сила вражья не устоит...
Этими строками автор призывает самоотверженно любить отчизну. 1 образец этой самопожертвования мы увидели в эпизоде, когда юноши Ігиз и Эвриал отдают свою жизнь, выполняя воинский долг. Патриотические чувства возвышают достоинство человека, его честь.
Поэма "Энеида" не может оставить читателя равнодушным. Произведение захватывает языком, образами, событиями. И хоть автор показывает как уярмлюється украинский народ, как исчезает дух казачества, но в целом произведение проникнуто оптимизмом: тот народ, который имеет такую историю, такую высокую мораль, такую богатую язык и такой жизнеутверждающий смех, будет и будущее.