Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ

Роль песни в пьесе Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»

І.П.Котляревський дал украинской литературе произведения, отмеченные чертами народности и насыщены народным юмором. Первая пьеса новой украинской литературы «Наталка Полтавка» получила вполне заслуженно название народной оперы, а ее сценическую жизнь началось еще задолго до публикации ее сюжет отражает общественные отношения и типичные образы людей - представителей простого народа и сельской верхушки. Но мотив отдавания бедной девушки замуж за богатого нелюбимого и развод с бедным любимым можно встретить и во многих народных песнях, что свидетельствует о типичности изображаемого ситуации.

Ценности, которые утверждает Котляревский в своих произведениях, в основном были именно народными, проблемы актуальными опять-таки для простого народа, язык - живой, то же неслучайно идея пьесы была хорошо понятна даже необразованным зрителям. Новая литература, которая возникла из идей Просвещения, вообще провозглашала принцип сближения искусства и литературы с жизнью. И не только содержание пьесы является народным, но и форма подачи сюжета, в котором очень большую роль играют песни. Некоторые из них имеют фольклорное происхождение. Это - «гомон, Гомон по дубраве», «И шел казак с Дону», «Ой под вишней, под черешней». Остальные была составлена самим Котляревским с стилизацией под фольклор настолько удачной, что и эти песни переплелись с народными и сами стали такими: «Веют ветры, веют буйные», «Солнце низенько» и другие.

Разве что профессиональные фольклористы и знатоки истории литературы могут отличить одни от других. Кстати, музыку к пьесе Котляревского «Наталка Полтавка» написал один из самых известных украинских композиторов М. Лысенко, что очень хорошо чувствовал тончайшие нюансы народной музыки.

Однако главной художественной особенностью введения в пьесу песен, что было настоящим новаторством, оказалось использование И. Котляревским песни не как фона то музыкальное оформление, а как одного из главных средств раскрытия характера персонажа. Первые же песни стали своего рода «музыкальным эпиграфом» к образам, которые изображались. С чего начинается пьеса? Из песни «Веют ветры, веют буйные...», которую поет расстроенная Наташа. Песня раскрывает его душевное состояние еще до начала монолога и сразу подчеркивает народность самого образа крестьянской девушки: кто бы еще пел именно такие песни?

Что на поле, что на песках, без росы, па солнце?

Тяжело жить без милого и в своей сторонке.

Где ты. милый, чорнобривий? Где ты? Отзовись!

Как я, бедная, здесь горюю, приди посмотри.

Строками этой песни объясняется и выходная обстоятельство пьесы, и выходной эмоциональное состояние героини.

Контрастно по сравнению с ее песней звучат высокопарные и претенциозные стихи возного Тетерваковского. Кстати, даже когда он поет, его песни совсем не похожи на народные.

Интереснее «песенная» характеристика выборного: его песни или имеют виставний, сатирический характер, как «Ой под вишней, под черешней»,была призвана зарисовать неуместность намерений возного, или он готов зріктися того, что сам пропел: «И се, государь, не песня, а несенитниця». Это тоже помогает автору раскрыть характер типичного сельского начальника, который хоть и вышел из народа, но готов отрицать свою связь с ним и спеть дуэтом с господином.

Лиризмом и даже сентиментальностью отличаются песни Петра, но опять же еще при первом появлении его за песней можно угадать, который в дальнейшем стиль поведения он изберет:

Ой, как я приду, Тебя не застану, Сверну я рученьки, Сверну я білії да И не жил состояния...

Он готов умереть во имя любви, но не бороться за него до последнего.

Совсем другую песню поет Николай - по его словам ту «что меня старый запорожец Сторчогляд научил». Но в его песнях звучит уже и политический момент, то есть он выходит за рамки личных бытовых тем.

Заканчивается пьеса также песней, что заключает идею:

Если хочешь быть счастливым, То на бога полагайся; Переноси все терпеливо И на бедных оглядывайся.

Образные и несложные по форме, народные песни были глубокими по содержанию, в них на протяжении веков накапливалась жизненная мудрость простых людей. В этом смысле и вся пьеса сама похожа на народную .пісню. Пожалуй, это - одна из причин, почему пьеса И. Котляревского «Наталка Полтавка» и до сих пор занимает почетное место в репертуарах многих театров. Вместе с глубиной гуманистических идей автора и искусным реалистичным изображением образов, именно такая художественная форма обусловила популярность произведения, который пользуется сегодня любовью читателей и зрителей.