И
Долгим и тяжелым был путь Украины к независимости, но дух освобождения, который жил в сердце украинского народа на протяжении веков, поднимал на борьбу его лучшие силы, лелеял выдающихся государственных деятелей, военных руководителей, мудрых победителей. Среди них особое место занимает фигура Богдана Хмельницкого, неотъемлемая от святых стремлений украинского народа к свободе, счастью, справедливости. Именно с Богданом Хмельницким связано становление украинского государства, формирование украинской нации. Его вклад в историю родного народа - освобождение приднепровских земель от гнета польских магнатов, сохранение языка и культуры, строительство Украинского государства.
Никто так, как Богдан Хмельницкий, не сумел почувствовать дух народа, его сокровенные стремления и душу. И народ увековечил образ своего защитника в бессмертных думах и песнях:
Ой спасибо тебе, Хмеля,
И превеликое уважение,
Что спас Украину
От польского пана.
До нас дошло немало народных песен, дум, в которых воспето гетмана, его дела, военные подвиги, показано как человека высоких достоинств. Так, в думе «Хмельницкий и Барабаш» рассказывается о начале гетманства Хмельницкого:
С того времени Хмельницкий стал гетманом стать.
Вот тогда-то казаки, дети, друзья, молодцы
Тихо словами говорили: «Эй, гетман Хмельницкий,
Богатырь наш Зиновий Богдан чигиринский».
Став гетманом, Хмельницкий сплачивает вокруг себя украинцев и выступает против поляков. Его прославляют в народной песне:
Или не тот то хмель, что круг тычины вьется?
Эй, тот то Хмельницкий, с ляхами бьется.
Уже в XVII веке появляются художественные произведения, в которых отражены события, связанные с деятельностью Богдана Хмельницкого, но только с XVIII века гетман предстает в произведениях как символ национальных соревнований, которые снова и снова вспыхивают в Украине.
В драме «Милость Божия» профессор Киевской академии (возможно, Иннокентий Нерунович) впервые показывает многогранный образ Богдана Хмельницкого как отца нации.
В XIX веке Богдан Хмельницкий как герой освободительной войны 1648 года и гетман Украины обращает внимание Т. Шевченко, его образ так или иначе присутствует во многих стихах Кобзаря. Так, в поэме «Гайдамаки» поэт называет его «славным Богданом», а в поэме «Разрытая могила» он изображает Хмельницкого как выдающегося политического деятеля, но вместе с тем считает его «неразумным сыном», потому что за его компромисс с российским царизмом страдает Украина, ее народ .
Неоднозначной является оценка деяний Хмельницкого и в стихотворении Шевченко «Стоит в селе Субботове». Поэт положительно оценивает стремление гетмана, который, подписывая в Переяславе соглашение, желал, чтобы в будущем «москаль добром и злом с казаком делился». Не надеялся Хмельницкий измены. Поэтому Шевченко с болью отмечает: «Мир душе твоей, Богдан! Не так оно стало: москалики, что заздріли, то все обчухрали».
Многогранный образ Богдана Хмельницкого в трилогии М. Старицкого «Богдан Хмельницкий» и одноименной исторической драме. Гетман изображен как выразитель стремлений украинского народа, вдумчивый государственный деятель, талантливый полководец. Писатель показал его, в отличие от толкования Т. Шевченко, как дальновидного политика, патриота, борца за воссоединение Украины с Россией.
К теме освободительной борьбы украинского народа в XVII веке и в связи с ней, к образу Б. Хмельницкого обращалось немало украинских писателей XX века: П. Тычина, М. Рыльский, И. Ле, П. Загребельный.
В романе П. Загребельного «Я, Богдан (Исповедь во славе») Хмельницкого изображен как мудрого политика, образованного, талантливого человека, неординарную личность с незаурядными противоречиями, внутренними драмами. Роман написан в форме монолога гетьмана (откуда и подзаголовок произведения «Исповедь во славе»). От его имени писатель обращается к народу, болеет за его будущее. Богдан в исповеди отстаивает правду обычного человека: «Разве и меня самого не пробовали очернить? Окружали легендами, но я предпочел жить вне их, хорошо зная, что в легендах исчезает живая личность и остается только безплотний символ, которым каждый может воспользоваться для своих целей».
Величие человека и память о ней определяются ее делами. Жизнь и дела Бы. Хмельницкого были отданы Украине, поэтому он остается в нетленной памяти родного народа. Писателей на протяжении трех веков привлекает фигура гетмана Украины. Силой своего таланта, красотой слова они воспроизводят историю жизни великого сына украинского народа. Вся Украина в 1995 году отметила 400-летие Б. Хмельницкого. Мы почтили память выдающегося деятеля, который «принадлежит к крупнейшим движителей в русской истории» (М. Драгоманов).
II
Истории же пишут на столе.
Мы же пишем кровью на своей земле.
Мы пишем плугом, саблей, мечом,
Песнями и невольническим плачем.
Могилами в поле без имен...
(Лина Костенко «Маруся Чурай»)
Так, история моего народа трагична: разбросанные могилы по бескрайних украинских степях; плюндровані и паленые не раз города и села; четвертовані, испеченные в медных быках, распятые, зацеплены на крюках, посаженные на колья, вделанные в крепостные стены, повешены, морению голодом и... просто забыты мужественные сыны великой Украины.
Но и славная история выпала нам: «у нас воля вырастала» (Т. Шевченко). Диву даешься, когда думаешь о большую силу духа, свободолюбие, героизм наших предков. Гремела по всему миру, разносилась стоголосою эхом слава о мужественных «чубатых славян» (Т. Шевченко). Мудростью, храбростью прославили Украину гетманы Иван Дорошенко, Петр Сагайдачный, Иван Сирко, Богдан Хмельницкий.
Самой заметной среди них является фигура Бы. Хмельницкого - гетмана Запорожского войска и всей Украины. Это же он возглавил народно-освободительную войну нашего народа против польской шляхты. Поэтому не удивительно, что имя его окутано всенародной любовью. Это о нем народ слагал песни, думы, легенды, предания.
Б. Хмельницкого полюбили казаки еще тогда, когда был военным писарем, потому что мечтал он «казакам казацкие порядки подавать, за веру христианскую единодушно стать» (с думы «Хмельницкий и Барабаш»).
Поэтому и крадет у Барабаша королевского письма с казачьими привилегиями, а самого предателя наказывает. С того времени Б. Хмельницкого избирают гетманом, ибо кто же, как не он, сможет защитить родной край от шляхты:
Отче наш, Богдан чигиринский!
Дай бог, чтобы мы за твоей головой пили и гуляли,
Веры своей христианской в надругательство
Вечные времена не давали!
Мудрого смелого вожака прославил народ у песни «Или не тот то хмель...». Гетман - мужественный, храбрый казак, он «с ляхами бьется», «ляхов рубит»:
Гей поехал Хмельницкий и к Желтому Брода, -
Эй, не один лях лежит головой в воду.
К образу Богдана обращается один из вдохновителей народного духа в Галичине Маркиян Шашкевич. Следуя народные традиции, он гіперболізував силу своего героя:
Как гетман Хмельницкий лошадьми навернул -
Да и Львов ся сдвинул;
Как гетман Хмельницкий саблей свил -
Да и Львов ся поклонив.
(«Хмельницкого обступленіє Львова»)
Украина, окутанная казачьей доблестью, предстает перед нами из бессмертных поэтических произведений великого Кобзаря. Не обошел он вниманием и «славного гетмана». Именно так называет Т. Шевченко Богдана Хмельницкого в поэме «Гайдамаки». Поэт понимал, кем был этот рыцарь казацкий для Украины, верил, что во всех действиях он руководствовался любовью к родной земле и хотел видеть Родину свободной государством. Но случилось не так, как мечтал гетман. Знаменитая соглашение с Москвой обернулась для Украины новым рабством. Поэтому и корит поэт устами героя Украины-неньки:
...Ой Богдан!
Глупый сын!
Посмотри теперь на мать,
На свою страну...
(«Разрытая могила»)
А в поэзии «Стоїть в селі Суботові...» продолжает:
Так-то, Богдан!
Погубил еси убогую
Сироту Украйну!
Но тот дух свободолюбия, что вселил гетман в сердца потомков, поднял народ на борьбу и заверил: «Встанет Украина!».
К одной из самых позорных страниц нашей истории, так называемой Руины, обращается в романе «Черная рада» П. Кулиш. После смерти Хмельницкого начинается борьба за гетманскую булаву. Не заботами о судьбе Украины руководствуются претенденты на это почетное звание. Вот если бы они вспомнили те славные времена - 10 лет Хмельнитчины, что были «настоящим праздником» для всего народа. И хотя писатель не вводит образ гетмана в сюжет произведения, но каждый из нас нарисовал его в своем воображении: настоящий рыцарь, после призыва которого на Запорожье шли все, кто мечтал бороться за свободу: «...И всяко... шагает на Запорожжє до Хмельницкого». И вот тогда-то уже «разливалась казацкая слава по всей Украине...». Казаки «при Хмельницком единогласное за Вкраину восстали». То же не удивительно, что полковник Шрам проливает слезы над гробом любимого вожака, потому что понимает, что с его смертью гибнет надежда на спасение, единство и государственность родной земли.
Умным полководцем видим Хмельницкого в стихотворном романе Л. Костенко «Маруся Чурай». Он не знает усталости, не имеет времени на отдых, потому что волнуется за судьбу Родины. Украина для этого «великого мужа» - это ее народ, поэтому и защищает его права. Знает лично настоящих казаков-рыцарей, которые прославили храбростью запорожское войско. Заботясь о духовности, гетман спасает певицу Марусю, потому что понимает, что песня - душа народа, ведь она не раз помогала казакам преодолевать трудности, звала к бою.
Чтобы постичь величие Хмельницкого, надо заглянуть в его внутренний мир, его передумать думы, оценить поступки. Это делает П. Загребельный в романе «Я, Богдан». Переосмысливает свою жизнь, свои деяния казацкий предводитель: всегда поступал по-совести, был справедливым, добрым... Единственное мы должны постичь своим умом: за плечами гетмана - Украина. Только любовь к ней руководила всеми действиями истинного патриота.
400 лет уже живет этот великий человек, этот непревзойденный дипломат, мудрый государственный деятель, гетман Украины Богдан Хмельницкий. И будет жить еще долго, потому что положил жизнь свою на алтарь служения родной земле. Народ не забывает своих героев.