10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Поэтика «Лесной песни» Леси Украинки
Драма Леси Украинки «Лесная песня» имеет народноказковий содержание. Образы Мавки, Лешего,, Перелесника, Русалки не противопоставлены человеку, а, наоборот, имеют тесный контакт с ней.
В драме творчески использованы свойства сказок, присутствуют аллегорические образы (в частности, Судьба - это символ общественного бытия).
Увлекательно передает поэтесса превращения Нимфы: то она уходит в небытие, где «ничто не навевает мечты», куда даже ветер не заносит своих песнопений; то она вспыхивает ярким огнем, а со временем попілець, что остался от нее, «ляжет, вернувшись в родную землицу, вкупе с водой там увеличит вербицю», и душа Нимфы будет говорить к людям «шелестом тихим ивовой ветки».
Природа - неотъемлемая часть произведения и занимает в нем одно из основных мест. Она тесно связана с жизнью народа и фантастических существ, с их судьбой. Чувствуя красоту родной природы, прекрасно понимая ее, поэтесса создает прекрасные пейзажные рисунки:
«Старый, густой, предковічний лес на Волыни. Посреди леса поляна с плакучей березой и с большим престарим дубом». И хоть это ремарка и ее нельзя вложить в общее название авторских примечаний, однако и она играет большую идейно-эстетическую роль.
Значительное место занимают в пьесе наряду с развернутыми ремарками и чисто лаконичные ремарки:
Мавка (улыбаясь)
Хороша ли я тебе?
Лукаш (стесняясь)
Разве я знаю?
Живописная природа, раскрытая в ремарках, продолжает жить во всей пьесе, в частности в языке персонажей. Природа живет своей жизнью, и Мавка передает Лукашу ее язык:
Вон видишь, там спрашивает дикая рожа:
«Я хорошая?»
А десны ей кивает в вершинах:
«Лучшая в мире!»
Развернутая картина праздника осени предстает в языке Лешего, когда тот просит Русалку снова вернуться в лес, быть царицей его, потому что для Нимфы еще «не все венки исчезли».
«Лесная песня» очень близка к фольклору, и соединяют ее с произведениями народного творчества стилевые приемы, живая разговорная речь, которая придает произведению поэтической красоты. Потому-то не удивительно, что отдельные строки звучат как песня, другие - как сказка или дума.
Каждая строка драмы-феерии, каждая строфа полны необычайной искренности), лиризма, песенности. От народной песни идут такие художественные средства, как эпитеты-прокладки, которые приобретают в пьесе нового эмоциональной окраски: сон-трава, квітоньки-зірниченьки, ива-вдова, мак-відюк, сиротята-патерчата, звезда-пряха т.д.
Песенно-сказочный характер имеют слова Мавки:
Как сладко играет, как глубоко терзает,
рассекает белые грудь, сердце вынимает.
Фольклорная поэтика дала возможность писательницы глубоко индивидуализировать речь героев, поднять ее до уровня народной песни. «Лесная песня» насквозь пронизана музыкой и песней. Под звуки Лукашевої свирели просыпается Мавка. Лукаш играет веснянку - и на ее волшебные звуки отвечает все живое, ибо «даже черная безлиственная терновник появляє нежные цветы».
На Лукашеве и Мавчине любви весь лес отзывается ливнем весенних голосов:
Уже не щебечут,
Не щебечут, как всегда, а поют:
«Целуй! Целуй! Целуй!»
В пьесе использованы народные поверья, заговоры, сказки. Они становятся поэтическим средством создания образов.
Чисто народный, традиционный смысл употребляемых эпитетов, и на особое внимание заслуживает язык сказки-феерии. Ярким примером одного афористического языка может служить последний монолог Мавки:
О, не журися за тіло!
Ясным огнем зажглось оно...
Легкий, рыхлый попілець.
Ляжет, вернувшись в родную землицу,
вкупе с водой там увеличит вербицю.
Станет началом тогда мой конец.
Творческая индивидуальность писательницы оказалась в использовании тропов, развернутых метафор, завершенности строфы, ритмах языка, одним словом, в поэтическом синтаксисе.
Образ Леси Украинки поднялся над епохою. ее слово было ее большим делом. Талант писательницы оказался как в поэзии, так и в драматургии, о чем и свидетельствует «Лесная песня» - один из лучших поэтических произведений мировой литературы.
|
|