Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Канва - уровень в структуре драмы, который соответствует ее підтекстові. Термин введен в теорию драмы К.Станіславським. Понятийное содержание и функциональное назначение К. очерченные М.Поляковим. Понятие и термин "К." - более органические и специфические именно для драмы, сущность которой определяется ориентацией на театральное представление. Вследствие этого пьеса как литературная основа драмы ограничена временем и пространством, что заставляет драматурга давать больше смысловая нагрузка на каждый элемент ее структуры. К. отражает то, что в разговорной речи называют "подводным течением" действия, а психологи - столкновением мотивов, которые определяют поступки действующих лиц, но не поименованные в их репликах, не отраженные на сюжетно-событийном, фабульному уровнях. Станиславский выделял "план внешней структуры пьесы" и "план внутренней структуры пьесы", которым в его концепции соответствовали понятия сюжета и К. Сюжет драмы - событийный цепь в пространственно-временной последовательности, а К. - это підсюжетне, надхарактерне, надсловесне явление. И только контекст дает систему средств для выявления подтекста в литературном произведении и К. в драме--спектакле (пьесы М.метерлинка, А.Чехова, С.черкасенко, драматические поэмы Леси Украинки, современная драматургия абсурда" и др.). Отношение "сюжет - канва" порождают драматическое напряжение в пределах одной системы взаимоотношений и внутреннего взаимодействия действующих лиц, предопределяют логику действия. Индивидуальность персонажа драмы раскрывается зрителю только в взаимодействия.