Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Песня - словесно-музыкальное произведение, предназначенное для пения. Основными показателями П. как жанра лирики являются: строфічна строение, повторяемость стихов строфы, разграничение запева и припева (рефрена), выразительная ритмізація, музыкальность звучания, синтаксический параллелизм, простая синтаксическая строение; древнейший, традиционный разновидность лирики: пользуется найрозмаїтішими языковыми средствами, передает самые тонкие переживания. В античные времена П. была важным компонентом обрядов: ее текст выполнялся под музыкальный аккомпанемент, сопровождался танком или пантомимой. Эллинские поэты создали несколько разновидностей П.: элегия, гимн, культовая П., застольна П., похвальная П., П. о любви. Со временем некоторые из них стали самостоятельными жанровыми разновидностями лирики (элегия, ода). Тесно связана с музыкой средневековая П. - канцона, альба, рондо, серенада, баллада - творцами которой были трувери, трубадуры, миннезингеры. В средневековой литературе П. называли также эпические произведения об исторических или легендарных личностей ("Песнь о Роланде"). В период классицизма П. временно теряет свою популярность, которая восстанавливается в эпоху сентиментализма, а в эпоху романтизма П. переживает расцвет. Уже в античную сутки заметное постепенное освобождение П. от музыки - со временем П. становится самостоятельным литературным жанром ("Кармина" Горация, "Песня Гайявати" Г.-В. Лонгфелло, "Песнь радости" В. Уитмена, "Песня" Г. Брука и др.). Сегодня различают П. фольклорную, П. как жанр письменной поэзии и П. как самостоятельный вокально-музыкальное произведение до поэтического текста или не связан с ним. По жанрам П. фольклорные бывают: трудовые, обрядовые, календарные (колядки, щедривки, веснянки, выразительные, купальские, обжинкові), колыбельные, свадебные, похоронные, исторические, балладные, частушки и др. П. фольклорные широко использовали писатели всех стран и эпох, особенно популярной была стилизация народной П. в эпоху романтизма (П.-Ж. Беранже, Г. Гейне, Р.Бернс, А.Міцкевич, В.Жуковський, а. метлинский, л. боровиковский, ранний Т. Шевченко). С другой стороны, многие П. лирических, написанных поэтами, становятся народными ("Веют ветры..." И. Котляревского, "Дивлюсь я на небо" Г. Петренко, "Повій, вітре, на Вкраїну" С. Руданского, "Ревет и стонет Днепр широкий", "Садок вишневый коло хаты" Т. Шевченко, "Слышишь, брат мой..." Бы. Лепкого, "Песня про рушник" А. Малышко и др.). Примером П. - самостоятельного вокально-музыкального произведения - есть "Грустная песенка", "Песенка без слов" П. Чайковского, "Песня" Л. Ревуцкого, "Песня" Я. Степного, "Песня любви" Бы. Буевского, "Песня о неоткрытые острова" И. Шамо и др. Иногда термин П. используют в значении главы или раздела эпической поэмы, эпические произведения ("Лис Микита" И. Франка состоит из двенадцати песен).