Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО

Основная идея рассказа Г. Цветки - Основьяненко «Салдацький патрет»

Украинские писатели первой половины XIX в. обращали свои взгляды на синтез видов искусств. Литература все чаще находила путь к лучшим образцам музыки, изобразительного искусства, архитектуры с целью определения тех главных факторов, которые бы влияли на формирование личности.

После написания повести «Маруся» Г. Квитка-Основьяненко создает рассказ «Салдацький патрет», чтобы «оградить себя от насмешек их и чтоб они (русские журналисты) поняли, что сапожнику не можно разуметь портного дела». Повествование, написанное в 1833 году, создан на основе двух греческо-латинских анекдотов. В одном из них маляр Зевкліс так верно изобразил кисть винограда, что птицы слетались к его образу. Как отметил И. Крипьякевич, «...конечная часть рассказа Цветка - это именно травестія второго анекдота про художника Апеллеса, что раздраженный несправедливой критикой сапожника».

Необычное место выбрал художник для показа своей картины - ярмарка. Действительно, парадоксальное сочетание - рынок и картина. Видимо, автор сделал это сознательно, чтобы показать целую галерею образов из народных масс. «Салдацький патрет» стал своеобразным испытанием главного героя Кузьмы Трофимовича на степень его мастерства. А для тех, кто обращался к нарисованного солдата, это стало своеобразным экзаменом на наличие соответствующих моральных норм. Например, Ефрем Супоня после долгого диалога говорит: «Чур ему!... Чтобы еще по морде не дал, ибо он на то салдат...»

Евдокия Колупайчиха просила «салдата» свести с того места, где торгует «той навіженю католического, бусурманського москаля, что стал у бублейниць с стовицями». Итак, автор сатирически изображает царскую армию, что больше отпугивает, чем способна до реальных военных действий. И в то же время перед нами - целостная картина общественных отношений между различными слоями населения.

К «салдацького патрета» подходили и Домаха, и Терешко - швец. Все они поняли впоследствии свою ошибку. Но как мастерски передает Цветок реакцию каждого героя! «Как же разглядит наша Евдокия, что это наваждение, что это не настоящий салдат, а только его парсуна,- застеснялась, покраснела, как рак, и быстрее, не оглядываясь,- от него». «Домаха далее наклонилась и протянула руку, как будто не евши, а сама все смотрит на него... а дальше как присмотрелась... Я к зарегочеться на всю улицу...» Терешко «и сам разглядел, что действительно салдат нарисован и что весь базар с него смеется». Однако поведение всех персонажей объединяет одно - неготовность воспринять увиденное как произведение искусства. Таким образом Г. Квитка-Основьяненко подчеркнул мысль, что не каждый способен правильно оценить и воспринять образцы искусства на должном уровне.

Итак, в рассказе «Салдацький патрет» Цветок решил одну из самых сложных проблем взаимосвязи человека и искусства. Не случайно это произведение необходимо рассматривать как своеобразное предисловие к «Малороссийских повестей», что представляли собой начало развития новой украинской прозы.