Структурализм в литературоведении - один из научных подходов к изучению литературы как искусства слова в системном аспекте. Основы структурной поэтики состояли в области лингвистики на основе идей Ф. де Соссюра, значительный вклад в их разработку и применение сделали члены пражского лингвистического кружка (Р.Якобсон, Я.Мукаржовський и др.), которые выдвинули тезис "бинарных оппозиций" (двойных противопоставлений), что дают возможность точно понять функции элементов любого высказывания. Рассматривая текст литературного произведения сквозь призму достижений семиотики, сторонники Сул. стремились приблизить литературоведение к точным наукам, избежать расплывчатости и субъективизма, характерных для психологической и культурно-исторической школы в литературоведении. Су л. не был однородным направлением; конкурировали между собой французский (Ц.Тодоров, Р.Барт и др.) и англо-американская (Ч.-С.Пірс, Ч.Морріс) школы, выделялись психоаналитическая (Ж.Лакан) и социологическая (Л.Гольдман) тенденции. С у л. активно практиковался литературоведами Польши, Чехии, Венгрии. В бывшем СССР структуральні подходы к культуре, в частности к художественной литературе, осуществляли представители тартусько-московской семиотической школы, что, несмотря на неблагоприятные исторические условия, стали незаурядной явлением в науке. При различных модификациях и интерпретациях С в л. оказались плодотворными попытки подробного анализа внутрітекстових отношений, бинарных оппозиций на разных уровнях структуры художественного произведения, особенно в исследованиях художественного вещания, стихосложения, композиции, сюжета произведения. С. в л. противостоял догматизмові и субъективизма. Свидетельством того, что он не мог стать универсальным методом исследования художественных явлений, является его собственная эволюция, появление уже в начале 70-х XX в. т. н. постструктурализма, основанного трудами Ж.Дерріди и Юлии Крістевої во Франции, популярность культурной антропологии, металінгвістики т.д.
|
|