8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Прославление в народном эпосе исторического прошлого украинского народа
Каждый народ издавна стремился к поэтическому осмыслению собственной истории - прошлого и настоящего, заглянуть в будущее. Это осмысление и воспроизвела устное народное творчество, что сохранила для потомков дух и события далеких эпох, ее красота и художественное совершенство восхищает и удивляет, вызывает уважение и гордость за украинский народ, его славную историю. Нельзя без волнения читать народные баллады, легенды, предания, погружаться в мир сказок, слушать героические думы и волшебные песни. К лучшим из них относятся исторические песни «Загрустила Украина, что ничем прожить», «Эй, не удивляйтесь, добрые люди», «не тот то хмель». Нельзя без гордости и восторга читать строки:
От нас, казаков, от нас, юношей,
Ни один хозяин не покрылся
Ой ли ишь, ляше, как казак пляше
На сивім лошади горой.
С мушкетом станет, аж сердце вянет,
А господин от ужаса умирает.
Из строк исторических песен предстают перед нами славные герои - самоотверженные сыны Украины, что сердцем и саблей защищали родную землю, как говорил М. Стельмах. Они, эти непобедимые герои, и сейчас как будто среди нас, потому что словом безымянных авторов они, как вспышка, освещают душу, сотрясают высокие гражданские чувства, наполняют сердце безмерной любовью к родной земле. Мы не знаем авторов этих исторических песен, но низко кланяемся им за слово правды и памяти, за то святое чувство, которое они вложили в наши души, души читателей этих жемчужин народного творчества.
Исторические песни часто выступают как своеобразный художественный исторический документ отдельной эпохи, ибо только из него можно составить реальное представление о том или ином событии. Так, например, песни о борьбе с турками и татарами зримо и почти с летописной заботливостью рисуют перед нами картины лихолетья в Украине XV века («Дунаю, Дунаю, чему грустном течешь», «За рекой огни горят», «Ой, Морозе, Морозенку» и др.). Не менее искусно сложены песни о борьбе с польской шляхтой, знакомя нас с прославленными историческими личностями, героями: Максимом Кривоносом, Иваном Богуном, Данила Нечая и другими. Но с особой любовью и уважением создали безымянные песняры образ
Богдана Хмельницкого, стал символом освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 годов?
Или не тот то хмель, что круг тычин вьется?
Эй, тот то Хмельницкий, с ляхами бьется.
Эй, поехал Хмельницкий и к Желтому Брода,
Эй, не один лях лежит головой в воду.
С исторической песни предстает наша история. Историческая песня наполняет сердце каждого украинца любовью и гордостью, учит нас уважению к седой древности. Поэтому, по моему мнению, это - бесценное сокровище, которое мы должны сохранить и передать потомкам. Восхваление национальных героев в украинском героическом эпосе.
Сегодня, когда наша Украина стала на путь независимости, мы с особым уважением и почетом всматриваемся в фигуры тех героев, которые в свое время боролись и отдавали жизнь за ее свободу и суверенність. их немало было в славной истории нашей страны, имена этих отважных сынов родной земли золотом чеканили в ее память.
Украинский героический эпос знакомит нас со многими бессмертными фигурами защитников народа Украины, которая подвергалась нападениям врагов:
Приуныла Украина,
Потому что нечем прожить,
Истоптала орда конями
Маленькії дети,
Которые молодые -
В плен забрато;
Как заняли, то и погнали
К господину, к хану.
И на защиту становятся казаки, которые обороняют родную землю и свободу своего народа; среди них На почетном месте Богдан Хмельницкий, которому посвящено много дум и песен. Он воспевается народом как опытный полководец, мудрый военачальник, который не боится того, что «идет ляхов сорок тысяч хорошей красоты». Ведь за ним «великая мощь» - народ, что доверяет ему:
А я ляхов не боюсь и понятия не имею,
За собой великую мощь я знаю,
Еще и орду за собой веду:
А все, вражьи ляхи, на вашу беду.
Еще две исторические фигуры - Дорошенко и Сагайдачный - герои песни «Ой на горе и жнецы жнут», рисует картину казацких походов начале XVII века. Когда читаешь эту песню, проникаешься гордостью за историческое прошлое Родины, за ее сыновей-героев, один из которых:
Ведет свое войско,
Ведет запорожское
Хорошенько!
Фигура одного из руководителей Колиивщины - Зализняка - воспетая народом в произведении «Максим казак Железняк». Эта песня, одна из многих, посвященных этому герою, является продолжением народно традиции героического эпоса. В ней образ Зализняка олицетворяет могучие силы народа, его свободолюбивый характер. Ради освобождения своего народа из ярма Максим идет на кровавый поединок и побеждает:
И ударили из семи пушек
В среду утром
Набросали за час
Господ полные окопы...
Освобождение украинцев из турецкой неволи породило большой цикл народных дум, ярким примером которых является «Бегство братьев из города Азова, из турецкой неволи». ее тема - это показ трагической гибели казака-украинца за попустительства его братьями народной морали. Сила народного таланта создала три разных образа наших пленных соотечественников, но, выделяя среди них младшего брата за его человечность и храбрость, народ славит его как героя:
И уже его слава не умрет, не ляжет,
Слава между царями,
Среди панамы,
Между православными христианами.
Знакомясь с произведениями украинского героического эпоса, мы убеждаемся, что благодарный народ всегда вдохновенно воспел своих героев. Об этом свидетельствуют и легенды («Как Сирко победил татар»), и баллады («Ой чиє ж то жито, чиї ж то покоси»), и думы, и песни, и даже сказки («Яйцо-райцо», «Иван - крестьянский сын»), Бесспорно, все они являются не только источником информации об исторических событиях, а одним из важнейших источников исторического и национального самосознания народа.
|
|