Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ОСТАП ВИШНЯ
Сами себе вредители

Когда-то, давненько уже, поехал я весной до одного моего хорошего приятеля, директора совхоза на чудесной нашей Полтавщине.

Просто так поехал: на поля посмотреть, на луга, на зеленые весенние пшеницы...

И вот мы ходили с приятелем пределами и обніжками, рвали топорики, васильки, чудесную ромашку.

Директор прикидывал, какой у него должен быть в этом году урожай, сетовал, что в пшенице березки немало, синие васильки и нежные топорики и колокольчики яростно вырывал и бросал на границу:

- Сорняк! Вредители!

- Красивые же, - я говорю, - цветы!

- Красивые, и вредні. Лучше бы я этой красоты не видел. Больше бы центнеров у меня в закромах зерна было.

- И то так! - говорю.

- Я бы лучше, - говорит директор, - гектаров бы два-три выделил, чтобы насадовити там и васильков, и топориков, и ромашки, и березки, и звонков... Для таких, как ты. Идите i любуйтеся, рвите, делайте букеты и венки. А чтобы они мне не торчали, тут среди ржи и пшеницы... На тех двух гектарах пусть бы себе поэты декламировали:

Колокольчики мои,

Цветики степные...

- Ох, как было бы хорошо, чтобы уже не видеть на пшеничных и ржаных полях этих "степных цветиков", - добавил директор.

В это время директор как-то так внезапно задрал кверху голову, сбросил фуражку, машет им и кричит:

- Привет! Привет! Пожалуйте, пожалуйте!... Куда это вы летали, друзья мои найщирішії? Я посмотрел вверх. Над нами летела огромная стая чибисов.

- Вот если бы ружье, - говорю я, - можно было бы несколько штук с одного выстрела сбить! Сколько же их!

- Я бы тебя, - говорит директор, - стрельнул. Я бы тебя так стрельнул, что вряд ли ты бы после этого уже стрелял...

И серьезно говорит.

- А что такое? - спрашиваю.

- И ты знаешь, что для меня эти птицы значат? И я бы каждому из них по рублю бы в день платил, если бы они умели брать.

- За что?

- Да ты же ничего не знаешь! Смотри: садятся, садятся, садятся. Ах, вы ж мои хорошие, - глядя, как садятся на поле чибисы, ласково говорит мой директор. - То же у меня свекловичная плантация. Свекла взошли хорошо, дружно. И на тебе: озимая совка, під'їдень. И как чесонула! Пропали, думаю, свеклу. Я и канавы покопал, i мобилизовал людей... А черви той, ну, как черви! Когда где не возьмись - чибисы! Эта стая! Сели на мои свеклу и как чусонули совке! Аж дым идет. И так полюбили мои свекла, - каждый день на них пасутся. Полетят куда-то, на речку, на озера, воды напьются и опять на свеклу. Свекла у меня теперь растут, а я себе посвистую... Совещание было вот в райземвідділі о борьбе с озимой совкою. Спрашивают у меня:

- А как у вас, Федор Михайлович, дела с совкою?

- У меня, - говорю, - благополучно. Сначала было немало ее появилось, ну я принял меры, - уничтожил.

- Как?

- Как? Так, как и все. Канавы, мобилизовал людей... Вообще - принял решительные меры. А про чибисов молчу. Председатель собрания на директора и на агрономов:

- Вот видите, - говорит, - как у Федора Михайловича. Употребила человек мероприятий, не прозевала, вот и последствия: совки нет! А вы... - и т. д. и т. др.

- Вообще - то я героем вернулся с совещания! Так теперь я запретил и ходить, и ездить мимо свеклу, чтобы не спугнуть моих лучших друзей-чибисов! И чем я оддячу? Поллитры же им не поставишь! А ей-богу, я бы им банкета устроил! А ты - стреляют. Я бы стрельнул!

* * *

Птицы - друзья наши.

Это всем известно, и доказывать этого не надо. Когда-то в детстве мы выдирали птичьи яйца, разрушали птичьи гнезда.

Не было это, разумеется, массовое истребление наших чудесных птенцов, больше терпели беды от таких, как мы были, безштанних агрессоров, - воробьи. Мы лазили под крышами, а в сарае или в хлеву носились по бантинах, засовывая руки в соломенные дыры, где на мягком пушку нащупывали тепленькие рябесенькі яичка.

Как мы туда взбирались - i до сих пор не пойму.

Теперь бы никогда не забрался.

I перелазиш с бантини на балку, пока у тебя не сприснуть руки и не погирить тебя нечистая сила вниз.

Гепнеш было так, что самому невозможно подняться.

Тогда бегут мать или бабушка, берут тебя на руки, несут домой, по дороге дотовкують, приговаривая:

- И в людей же и рожа, i шкарлятин, и оклады, и корь. Убирает же господь понемногу. А моего, маковцвітного, ничто не берет. Сам себе голову свернет. Лазитимеш, лазитимеш по бантинах?! Лазитимеш? А тогда скажут, что мать не образом ухаживала! Гасатимеш, гасатимеш, гасатимеш?!

Положат на скамью, а потом к сестре:

- Беги скорее к бабе Мелашки и скажи, что мать просили, пусть придут! Йванько, скажи, ослаб. И чтобы одна нога здесь, а другая там! И вотри носа, как в дом к бабе входитимеш, и не забудь сказать: "Здрасьте!"

А тогда наклонятся и:

- Где тебе болит, сынок?

- Тут, мама!

- Боже мой, боже мой! И чего б ото я лазил, и чего б ото я падал?!.

- Я не буду больше, мама!

- Так и калекой можно быть. Боже мой, боже мой. Очень болит?

- Очень.

- О царица моя небесная. Хоть бы баба Мелашка раньше. Может, тебе молочка?

Приходит баба Мелашка, шепчут, варят какое-то зелье.

- И обмакни чистенькую тряпочку в это зелье и приложишь. Оно и полегчает.

После такой гороб'ячої аварии долго было одвертаєшся от бантини, и от воробьев:

- Подохли бы они ему! Воробьи! Терпели от мальчишек и ласточки, и садовые и лесные птицы: соловьи, скворцы, щеглы, чижи...

- Я соловья в ивняке обнаружил!

Или:

- А горлица, знаешь, где гнездо свила? И не помню, чтобы кто-то дома или в школе говорил нам о том, чтобы не занимали мы, мальчишки, птичьих гнездышек.

Разве вот как принесешь в пазухе домой гороб'ятко-подростка, еще с "заедами", и пустишь в доме, то бабушка, было, скажут:

- И зачем бы вот я птенчика мучил? Оно же еще маненьке. Отпусти его, не мучай!

* * *

Мы знаем, что дети немножко варвары.

Наша обязанность с детства прививать любовь к лрироди, к растениям, к животным.

И в домашних, и диких.

Не от того ли наши птицы и животные дикие, что мы сами дикие?

Помню, был я в Аскании-Новой.

Известно, что там акклиматизируются самые дикие животные.

Но что меня больше всего поразило?

В Аскании тогда был большой пруд, даже несколько прудов, где много было дикого птиц: диких уток, гусей, лебедей и т.д.

Никого они не боялись, плавали себе спокойно, когда вы подходили к пруду.

Недалеко от тропы, под камышом, сидела на яйцах дикая гусыня.

А под крыльцом, в доме, где нас поместили, спокойно высиживала детишек дикая утка-кряква.

Мы ходили по тому крыльца, стугоніли, следовательно, ногами, а кряква спокойно себе сидел на гнезде.

Почему это так?

Потому, что никто в Аскании-Новой не вспугивал птиц, не тюкав на них и не бросал комками.

Сидит в нас внутри какая-то такая бедствия личина, что никак ты не можешь спокойно воздержаться, как увидишь что-то дикое.

Вот углядит кто-то, к примеру, зайца. Хоть он мал, хоть он старый, или же он сдержится, чтобы сразу не:

- А-ря-ря! Тю! Тю! Тю! Ф'юїть! Го! Го! Го! Заяц с перепугу уже в другой области, а он бежит за ним и арярякає:

- А-ря-ря! А-ря-ря!

Я никак не могу забыть Л. М. Толстого, как он обрисовал, помните, барыню.

Ехала барыня санками, зимой, значит. Снега было много. Барыня, как барыня, в міховій ротонде и т. д. I выскочил заяц. Так барыня не удержалась, выскочила из саней и помчалась, арярякаючи, за тем зайцем. Поймать хотела. Бежит, путается в ротонде, падает... А бежит i арярякає.

Как это характерно! Как это типично!

А дикую козу, когда мы увидим:

I "тю!", i "го-го-го!", i "аря-ря-ря!"

Так разве после этого животные не будут дикие?

А сколько знаем примеров, когда в заповедниках или заказниках те же зайцы, те же дикие козы от людей не убегают, людей не боятся и часто подходят к человеку и берут корм из человеческих рук.

И разве нельзя всю нашу чудесную страну сделать таким заповедником?!

Это - зависит от нас самих!

* * *

Среди птиц и среди зверей очень немного есть вредных.

Конечно, нельзя миловать таких птиц, как некоторые кібці, щуліки, как серая ворона и т. д., что уничтожают полезных птиц.

И их самих, и их гнезда надо уничтожать, разрушать.

Нельзя, конечно, оставлять в покое волчьи логова и самих волков, этих врагов нашего хозяйства.

А какое мы имеем право разрушать, например, утиные гнезда?

А мы же знаем, что в некоторых местах весной местные жильцы выезжают лодками на морские косы, на озера и собирают битком набитые лодки качачих яиц.

Разве мы не знаем, что среди нас есть немало "охотников", что назнавши лисичачу нору с маленькими лисиченятами, берут лопаты, идут и раскапывают те норы, уничтожая целые лисичачі выводки.

Разве мы не знаем, что есть "охотники", что не следят за своими собаками-гончими, собаки бегают-весной по полю и уничтожают маленьких зайчат.

Прибежит такой собака домой, пузо у него как не лопнет, а хозяин молотит его по пузу и самозадоволено улыбается:

- Ну, сколько сегодня зайчат ісхамкав? Га?

И это делают не дети. Далеко не дети!

Ясно, что у таких родителей и дети такие, что не проходят ни птичьего гнездышко...

Бороться с этим нам надо яростно.

* * *

А возьмите уничтожения по наших реках и прудах рыбы гранатами и бутылками с известью. Это же зверство?

Сколько малька гибнет от такого взрыва. А мы делаем. А когда скажешь такому "рыбалке":

- Что вы вот делаете? Зачем вы уничтожаете рыбу? Он на вас посмотрит i прохрипить:

- Что? Мо' хочешь попробовать бомбы? Ступай, пока целый!

* * *

И семья, и школа, и пионеры, и комсомольцы, и охотничьи общества, и вся общественность должны взяться за охрану нашей волшебной природы: и птиц, и зверей, и садов, и лесов...

Нельзя сказать, что в этом деле у нас ничего не делается.

Делается.

Есть у нас и юннаты, и школа, и пионеры не стоят в стороне от охраны нашей природы, но это движение, движение за естественный расцвет нашей Родины должно быть всенародным.

Беречь надо наше богатство, наше народное хозяйство!

Беречь как зеницу ока!

Нет столько вредителей среди животных, как их среди нас, среди людей!

Мы - сами себе вредители!